Вечная поэма

Николай Асеев| опубликовано в номере №520, январь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Маяковский задумал поэму о Владимире Ильиче Ленине ещё в двадцать третьем году. Об этом кратко упоминает он в своей автобиографии: «Начал обдумывать поэму «Ленин». Краткость этого упоминания свидетельствует о скромности и сдержанности при замысле, долженствующем воплотить величайшую из тем, какие когда-либо трактовались в поэзии. Маяковский как бы подготавливал себя к предельной ясности и выразительности средств воплощения, боясь риторической пышности и ненужной усложнённости в высказывании своих заветных мыслей, чувств, убеждений:

«Я себя

под Лениным чищу,

чтобы плыть

в революцию дальше.

Я боюсь

этих строчек тыщи,

как мальчишкой

боишься фальши».

Непосредственным толчком к воплощению этого замысла было то сильнейшее потрясение, которое испытал Маяковский при известии о смерти Владимира Ильича.

27 января Маяковский присутствовал на похоронах В. И. Ленина на Красной площади. Я лично никогда до той поры не видел ещё Владимира Владимировича до такой степени омрачённым и угрюмым. Он как бы даже потемнел с лица. Обычно оживлённый и резко реагирующий на все впечатления, в те дни он почти не разговаривал. Он как бы собрал себя в один комок мускулов, в один кулак нервов, чтобы не дать настоящему горю, огромному горю, прорваться и рассредоточиться во внешних проявлениях его. Он уже тогда готовил всю свою творческую силу к тому, чтобы не проронить ни единой подробности восприятия этого общего горя всех трудящихся, чтобы выразить его не шаблонными, а неповторимыми средствами изъявления, как неповторимо было оно само.

Владимир Маяковский почти не разговаривал с окружающими. Он сосредоточивал свой взгляд, своё сердце, вбирая всё, что происходило в стране, в Москве, не выдавая ни словом, ни жестом того, что переживалось им самим. Так бывает в величайшие моменты напряжения человеческого духа, когда самому грозит смертельная опасность и когда не до разговоров и рассуждений о происходящем. В таком состоянии он находился некоторое время, лишь по прошествии которого, очевидно, мог приступить к записям и осмысливанию пережитого. Об этом он и сказал во вступлении к поэме:

«Время –

начинаю

про Ленина рассказ.

Но не потому,

что горя

нету более -

время

потому,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Образ Ленина

Беседа корреспондента «Смены» с лауреатом Сталинской премии художником Е. Кибриком