Вдохновенный мастер

Ю Нейман| опубликовано в номере №309, сентябрь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

К. С. Станиславский. 1863 - 1938

В июне 1897 года в одном из кабинетов московского ресторана «Славянский базар» состоялась знаменательная встреча двух людей, наконец - то нашедших друг друга. Беседа, чрезвычайно важная для обоих, несколько затянулась. Она длилась день, вечер, всю ночь... Только в 8 утра, после восемнадцатичасового разговора, расстался писатель, драматург, руководитель Московского филармонического общества Владимир Иванович Немирович - Данченко с актером, режиссером, руководителем популярного в Москве любительского кружка Константином Сергеевичем Алексеевым, по сцене Станиславским.

В этой восемнадцатичасовой беседе зародился Московский Художественный театр.

Первые годы существования Художественного театра для Станиславского были годами артистической юности. Это значит, что уже за плечами осталось беспечное театральное детство с покорным подчинением великим образцам, копированием знаменитостей, увлечением оперными красивостями. Это были годы первых преодолений, трудные, упрямые шаги по пути к мастерству.

В книге «Искусство актера», подытоживающей огромный творческий опыт, Станиславский говорит о «сверхзадаче» - основной идее, едином волевом устремлении, пронизывающем пьесу; от глубины и верности понимания «сверхзадачи» зависит глубина и значимость спектакля. Возможно, что жизнь каждого большого человека подчинена своей «сверхзадаче», и образцом такой удивительной жизни, при всем многообразии и богатстве своем направленной к единой цели, служит жизнь самого Константина Сергеевича Станиславского. «Сверхзадачу» его жизни можно сформулировать так: «Хочу познать и овладеть тайнами театрального искусства и передать это знание другим».

Отсюда напряженная работа и непрерывный контроль над собой. Начало актерского пути, «любительство», - для Станиславского время поисков, сосредоточенных и одиноких. Помощи ждать было неоткуда. О том, как обучали в театральных школах того времени, рассказывает сам Станиславский: «Ученые профессора набивали ученикам головы всякими сведениями о пьесе, которую репетировали. Все это возбуждало мышление, но чувство оставалось спокойным. Нам говорили очень образно и талантливо, какой должна быть роль и пьеса, т.е. о конечных результатах творчества, но как сделать, чтобы этого добиться, каким творческим путем и методом подходить к этому желаемому результату, - об этом умалчивали. Нас учили играть вообще или в частности данную роль, но нас не учили нашему искусству».

Станиславский решил постичь природу своего искусства. Темпераментный, увлекающийся, горячий человек постепенно воспитывает в себе чувство самоанализа. Анализируя свои неудачи и неожиданные удачи, Станиславский пытается приручить «синюю птицу» вдохновения - этого состояния подъема, уверенности в себе, совершенства выполнения.

Вдохновение искусственно создать нельзя, как нельзя искусственно сделать талант. Но можно создать творческое самочувствие, условия, способствующие созданию такого состояния. Сюда было направлено внимание Станиславского. Речь шла о том, чтобы превратить актера из дилетанта в мастера, создать основы техники, помогающие таланту, но отнюдь не заменяющие, не претендующие заменять талант. Здесь корни «системы Станиславского».

В русских театрах конца XIX столетия блестящая некогда актерская традиция выродилась, за небольшим исключением, в ловкие, чисто технические приемы игры. Театр находился в руках людей равнодушных, невежественных и корыстолюбивых. Открытие Художественного театра, появление содружества талантливых, идейных, культурных актеров было чудесным событием. Художественный стал любимцем лучшей части русской интеллигенции.

Этот театр был новым, удивительным явлением даже по внешнему своему облику. Скромный, без плюша и позолоты, но зато с прекрасно оборудованной сценой и актерскими уборными, он бросал вызов пропыленным, раззолоченным старым театрам, где актер не имел возможности культурно и серьезно работать. О характере театра говорили тезисы, которые были выработаны во время знаменитой беседы Станиславского и Данченко. Вот некоторые из них:

«Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты».

«Сегодня - Гамлет, завтра - статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом...»

«Поэт, артист, художник, портной, рабочий

служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы».

Этот театр, ненавидящий рутину и штампы, привлекал к себе лучшее, что было в то время в литературе. Два имени неразрывно связаны с нашим представлением о Художественном (одно из них вошло в название театра): это светлые имена Алексея Максимовича Горького и Антона Павловича Чехова.

Теперь, после открытия театра, поиски Станиславского стали менее одинокими. Вокруг него сгруппировались друзья, единомышленники, люди, иногда не соглашавшиеся с ним, но так же, как и он, горячо любящие искусство. Они, Станиславский и коллектив театра, дополняли друг друга, вдохновляли друг друга, и дело Станиславского, жизнь Станиславского, биография актера и режиссера Константина Сергеевича Станиславского стали судьбой и биографией Художественного театра. Они вместе прошли сквозь десятки изменений и исканий, через историзм и психологизм, через бытовизм и увлечение условными постановками в сукнах... Здесь было много ошибок, но все это совершалось искренно и горячо, не в поисках щекочущих нервы, остреньких впечатлений, не во имя большой театральной, художественной и жизненной правды.

Во всех своих исканиях Художественный театр был и остался театром реалистическим, театром, где в центре внимания - человек с его мыслями и переживаниями.

Первоисточником для творчества актеров Художественного неизменно служила жизнь, материалом их были наблюдения над жизнью, живыми людьми.

Советское правительство, высоко оценивая заслуги гениального русского художника, присвоило Станиславскому звание народного артиста Союза ССР и наградило его орденом Ленина и орденом Трудового красного знамени.

17 января этого года страна наша, весь советский народ праздновали 75 - летие его большой творческой жизни.

Все последующие месяцы К. С. Станиславский много работал над постановкой на сцене МХАТ мольеровского «Тартюфа», одновременно руководя постановкой новой оперы Степанова «Пограничники» в оперном театре имени Станиславского. Под его руководством были закончены 7 картин этой постановки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены