Вася Алексеев

И Никитина| опубликовано в номере №392, сентябрь 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Страницы биографии

По обложке потрёпанной книги бешеным галопом мчатся взмыленные кони. Из окна кареты выглядывает испуганное лицо графини. Стройный разбойник с обнажённой шпагой, встав посреди дороги, всеми силами старается предотвратить гибель красавицы...

Три пары глаз с восхищением рассматривают картинку.

Если этим подросткам по пятнадцати лет и с шести утра до шести вечера они стоят у верстака в душной мастерской, а дома ждут их тарелка пустых щей, тоскующие глаза матери да плач чахлых сестёр и братишек, - конечно, им трудно не увлечься приключениями героев из чужого, пленительного мира...

- Что вы читаете? Эге, да это «Пещера Лейхтвейса»! - говорит подошедший к ребятам низкорослый паренёк. - Чепуха, ей богу, чепуха!...

А над деревней Емельяновкой, что раскинулась возле самого Путиловского завода, уже густеют летние сумерки. Растрёпанная «Пещера Лейхтвейса» валяется позабытой в траве, а ребята слушают паренька, слушают, пока в соседнем доме не открывается окно и ласковый голос Анисы Захаровны не окликает сына:

- Васютка, ужинать ступай!

Вася встаёт, стряхивает с себя пыль:

- До свиданья, ребята! Завтра снова после работы приходите.

- Придём, «папаня», - хором отвечают подростки.

... Проходят годы, и попрежнему играют в грязи на улицах Емельяновки узкогрудые, кривоногие дети. Попрежнему чадят заводские трубы. Только жить теперь ещё тяжелее: началась война с немцами.

Анисья Захаровна поднимается ни свет ни заря, чтоб занять очередь за хлебом. Стоя в толпе таких же хмурых, как и она, петербургских женщин, думает мать невесёлую думу:

«Всё с книжками да с газетами возится сын. Не доведут они Василия до добра. А ведь сначала всё хорошо было! Очень хвалили на заводе Васю, «сынком пушечной мастерской» прозвали. Сынок - то сынок, однако давно уж уволен Василий с «Путиловца». По целым дням неизвестно где пропадает, вот и сегодня даже дома не ночевал...»

- Анисья, смотри! - толкает Алексееву соседка. - Никак полиция идёт.

Стараясь держаться в темноте, вдоль забора крадутся фигуры в чёрных шинелях. У матери замирает сердце. Задворками, опережая полицейских, бежит она домой, опускается на стоящий в углу стул и громко, по - бабьи воет.

Брезгливо морщась от этого надоедливого воя, пристав говорит, что за «кощунственное выступление»на собрании Вася арестован и что в квартире сейчас будет произведён обыск. Вот уже выброшено всё из шкафа, разорвана перина на кровати, а когда уходит пристав, ничего подозрительного не обнаружив, поднимается Анисья Захаровна со стула и прячет подальше схороненную под широченными складками салопа пачку брошюр и газет.

Через два месяца, выпущенный за недостатков улик, возвращается из тюрьмы Вася. Он долго смеётся, слушая рассказ матери, а потом серьёзно и, как всегда, немного заикаясь говорит:

- Большое тебе спасибо. Здорово ты нам помогла!

- Кому это нам? - удивлённо глядит на сына Анисья Захаровна.

- Партии, мама.

И узнаёт мать про великое счастье и сокровенную тайну сына...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Герои нашего времени

Молодой человек в советском искусстве