Василий Кокошка

опубликовано в номере №596, март 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

В тот день Василий, как всегда, пришёл в цех, взял клещи. Нагревальщик вынул из печи заготовку, и кузнец перехватил её, кинул на пресс, легонько отстукал молотом, отковывая клещевину - часть заготовки, за которую нужно браться клещами, - и бросил в штамп. Первая деталь.

- Давай, - сказал он нагревальщику. - Давай скорее!

Вторая, третья, четвёртая...

По норме в смену нужно отштамповать 275 деталей. Эта норма недавно казалась вершиной для паренька, окончившего школу ФЗО. Норма! Правильнее сказать, необходимый минимум. Как раз об этом он, Василий Кокошка, вчера и говорил с комсоргом. Они сидели в общежитии вдвоём на одной кровати и тихонько беседовали. Комсорг рассказывал о новых автомобилях, которые скоро начнёт выпускать завод. А потом, будто в упрёк, заметил, что на участке, где работает Василий, низка производительность труда. Надо доказать - норма не предел, иначе трудно будет перейти к новым деталям.

Комсорг сказал простые, привычные слова: «производительность», «норма». Может быть, он и не рассчитывал, что эти слова как-то сразу пробудят в товарище новое отношение к своему труду, но это случилось. Василий задумался. Пожалуй, он сможет добиться того, что прежде считал невозможным. Дело было не в рекорде, а в сознании своего Активного участия в жизни участка, цеха, завода, страны, в чувстве ответственности за общее дело Родины. Это была зрелость высококвалифицированного рабочего! Она пришла в тот день, когда девятнадцатилетний паренёк после упорных и долгих исканий установил рекорд, выдал 600 деталей, а на следующий день 622...

Это было четыре года назад. Тогда на страницах газет впервые появилось имя комсомольца Василия Кокошки - кузнеца-штамповщика Московского автозавода имени Сталина. С тех пор Василий не перестаёт совершенствовать своё мастерство. Он начинает экономить время на долях секунд. Скажем, для обработки детали требуется шесть раз ударить молотом. А если сэкономить два удара? Нужно лишь точнее рассчитать движения, выработать своеобразный маршрут детали. Василий решает арифметическую задачу: если два удара равны пяти секундам, сколько времени будет сэкономлено на каждой тысяче деталей? Почти полтора часа.

Опыт Василия применили и другие штамповщики: уж очень наглядный пример показал им их товарищ! Но экономить секунды может лишь человек, отлично владеющий своей профессией; и вот, чтобы передать свой опыт, Василий организовал несколько стахановских школ.

Передавая свои знания, Василий совершенствовался сам. Он изменил порядок укладки заготовок в печь, режим печи, наконец, решил перенести самую печь поближе к молоту. Это были ступени. На каждой экономились секунды или доли секунды. На каждой ступени сам Василий узнавал новое в своей профессии. Так, однажды открыв себе дорогу вперёд, поверив в свои силы, дерзания, всё выше и выше поднимался молодой рабочий в своём мастерстве.

Жизнь идёт вперёд, и Василий понимает, что экономия секунд - это лишь одна сторона дела. Очень важная, без которой невозможен прогресс в производстве, но лишь одна сторона. Другая - это экономия материальных ценностей. Совсем иначе зазвучали слова «лимит брака». «Странно, - думает Василий, - как это мы раньше не замечали! Ведь кто-то планировал брак. Какая оплошность! А если я работаю без брака?!». И бригада Кокошки решила; «Каждый месяц будем экономить на работе без брака 300 килограммов металла! А ведь это лишь по одному участку!... В цехе таких участков десятки. На заводе - тысячи. Сколько же тонн металла можно сэкономить!»

«А что, если, - думал Василий, - клещевину, которую обычно отковывают в начале каждой операции, после изготовления паковки употреблять в дело?» И действительно, нашлась такая деталь, где был пригоден и этот кусок металла. Василий предложил переконструировать штампы. Ему помогали конструкторы. Подобные предложения сделали и бригадиры-штамповщики Н. Иванов, Н. Александров и В. Щукин. Новое движение росло, его подхватили конструкторы, технологи других цехов. Скоро новое движение - снижать расход металла на каждом изделии - растворило заводские ворота, стало народным, массовым движением на предприятиях Советского Союза.

А Василий уже придумал новый способ обработки заготовок, экономящий значительное количество металла. Всего его бригада в год сэкономит 80 тонн стали. В цехе уже подано 87 новых предложений, 55 из них приняты. Эти предложения требуют усовершенствований, которые сэкономят 1464 тонны стали. А ведь это лишь только в одном цехе!

День Василия наполнен до отказа. Смена у молота. Потом лекция в школе по экономии металла, выступление на совещании молодых стахановцев. Кроме этого дома ждут письма, на которые обязательно нужно сегодня ответить, ибо завтра их будет больше. Письма из Самарканда и Читы, Донбасса и Магадана, письма от молодых кузнецов и штамповщиков, подхвативших почин молодых автозаводцев.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены