В южной Аравии

Г Крейтнер| опубликовано в номере №263, ноябрь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Йемен - формально независимое, а по существу полуколониальное государство в юго-западном углу Аравии. По форме правления - монархия. Духовным и светским главой государства является правитель Имам Яхья. Страна не доросла до капитализма. В ней сохранились целиком феодальные общественные отношения. 85% населения ведут оседлый образ жизни, а 16% - кочевой. Промышленности нет никакой. Ремесло гибнет под давлением конкуренции ввозимых в Йемен дешевых товаров из европейских стран. С начала мировой войны Йемен боролся с Англией, отстаивая свою независимость. Так как эта борьба была направлена против империализма, она носила национально - революционный характер.

Йемен не допускает к себе иностранцев, за немногими исключениями. До 1934 г. он имел договоры только с Италией (1926 г.) и с СССР (1928 г.). СССР поддерживает с Йеменом торговые отношения.

В 1934 г. между Йеменом и соседним феодальным государством Саудией происходила война, кончившаяся победой Саудии. Война вспыхнула из - за территориальных споров, но обе стороны были спровоцированы к войне Италией и Англией. Для Англии закабаление Йемена важно потому, что мимо Йемена проходит великий имперский стратегический путь из Великобритании в Индию. Поэтому - то Англия и борется с Италией, не желая пускать ее и другие державы в Аравию.

Война расшатала феодальные устои Йемена. По стране прокатились восстания против Яхьи. Многие племена перешли на сторону Саудии. Напуганные революционным, антифеодальным движением, йеменские феодалы поспешили в 1934 г. заключить дружественный договор с Англией. В результате войны положение Йемена ухудшилось, а влияние Англии выросло.

Печатаемый очерк представляет собой отрывок из путевых набросков бывшего сотрудника советского торгового агентства в Йемене.

Декабрь 1931 г. Одесса. Холодно и ветрено. Пароход южноперсидской линии Совторгфлота отходит ночью. Через Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное моря, Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан и Персидский залив пароход будет идти один месяц.

На 14 - й день пути я сойду с него в Аравии, почти в том месте, где Красное море, протиснувшись через узкую щель Бабельмандебского пролива, вливается в Аденский залив - начало Индийского океана.

На седьмые сутки подходим к Суэцкому каналу. Становится тепло. Стоим в Порт - Саиде у входа в канал. Сходить на берег не разрешено. Пароход наполнен полицейскими и шпиками, набранными из 'белогвардейцев.

Стою с товарищем у борта и любуюсь городом, проходящими океанскими пассажирскими пароходами (почти без пассажиров, впрочем. Кризис!). По трапу взбирается человек в форме египетского полицейского. Красная феска, мундир с пуговицами. Он поднимает голову, смотрит на моего приятеля. Неестественная улыбка кривит его лицо. Секунда колебания. Человек поворачивается, сходит обратно на берег. Внезапно обернувшись, он грозит кулаком и исчезает за углом. Товарищ, не отрываясь, следит за ним, крепко сжимая руками поручни.

Неожиданная встреча. В гражданскую войну приятель был командиром кавалерийского эскадрона. Как - то в крымской деревушке, ночью, во время разведки, он захватил в плен белогвардейского офицера и несколько солдат. Застигнутые врасплох, они сдались без сопротивления. Утром вся группа пленных была отправлена о тыл. Вернувшись через день с разведки, командир узнал, что пленные сумели бежать, разобрав крышу сарая. Через 11 лет он встретил этого офицера в полицейской форме в Порт - Саиде.

Красное море. Становится жарко. Я в теплой шапке, зимнем пальто и шерстяном костюме. Короткая остановка, в Стамбуле не дала мне возможности купить предназначенное для тропиков платье. Пришлось париться еще несколько дней. Только в Массауа, портовом городе итальянской колонии Эритреи, расположенном в Африке, на западном берегу Красного моря, я, наконец, приобретаю тропический вид: пробковый шлем, невесомая сетка, белые брюки.

Наконец, через четырнадцать дней морского путешествия я в Ходейде. Здесь находится советское торговое агентство, в котором я буду работать.

Ходейда - главный порт Йемена. Она расположена на низменности. Вдоль всего восточного берега Красного моря на 60 - 100 км вглубь тянется прибрежная равнина, которая сменяется районом предгорий и гор. Этот гористый район также неширок, не больше 150 км. За ним начинаются степи и пустыни. Йемен на юте граничит с Аденом, на севере - с Ассиром, на юго-востоке - с Хадрамаутом, а на северо-востоке - с Саудией. Площадь Йемена - 130 тыс. кв. км. Население - 2 млн. чел.

Центр Аравии занят обширным степным плоскогорьем, опоясанным цепями пустынь. Это плоскогорье - Неджд - родина мусульманской секты ваххабитов, вождь которых, король Ибн - Сауд, объединил в послевоенную эпоху, в результате феодальных войн, ряд более мелких государств в одно целой арабское государство Саудию...

Пароход стоит на рейде, в 5 км от берега. В смутном воздухе, пропитанном испарениями, неярко выделяются на берегу белые здания. От берега отчаливают парусные лодки (самбуки), направляясь к пароходу. С первой же лодкой прибывает наш торговый агент. Выясняется, что шлема в Ходейде мне носить не придется. Шлем в глазах арабов - символ колониального угнетения. Мы не колонизаторы. Мы не должны быть похожи на них даже внешним видом. Все советские граждане в Аравии носят теплые барашковые шапки. Они прекрасно предохраняют от солнечного удара.

Самбук легко рассекает крутые волны. Арабы - замечательные пловцы и моряки. На такой парусной лодке они нередко пускаются в плавание через Красное море к Африке. Подходим к берегу. Никаких формальностей. Паспорта отдадут в полицию потом.

Дом нашего агентства - трехэтажный. Но он по высоте не уступит четырех - пятиэтажному дому в Москве. Очень высоки потолки, по которым бегают ящерицы. Узкие прорезные окна. Первый этаж - контора. Верхние два - жилые комнаты. Обед и отдых. 6 часов вечера. Быстро темнеет. В 7 часов кругом черная тропическая ночь. Вечером появляется лучшее в мире по качеству йеменское кофе «мокко». Сто лет назад йеменский кофе вывозили через порт Мокка, лежащий южнее Ходейды. От этого порта кофе и получило свое название. Теперь порт Мокка сильно обмелел, потерял былое значение и йеменское кофе вывозится через Ходейду (в количестве 4 - 5 тыс. тонн в год). Кофе варят очень густым. Оно настолько крепко, что к нему подают воду в маленьких стаканчиках. Прихлебывают кофе и запивают водой. Как ни странно, но сами арабы почти не пьют кофе. Они пьют особый навар из шелухи кофейных верен, так называемый гишер.

С крыши нашего дома хорошо виден город, В сущности, он похож на старые кварталы городов Средней Азии. Те же узкие, безалаберные улицы, накрытые ставнями окна, плоские крыши желтых домов и неимоверная грязь. Ночью огней почти нет. Только два дома в городе имеют электрическое освещение от собственных маленьких станций: дворец губернатора Ходейды и дом советского торгового агентства.

Ночью душно, безветренно. Не сон, а тупое забытье. Ночной сторож постукивает в глухой барабан.

Утром вместо физкультуры можно заняться выжимкой наволочки и простынь. Они заметно отсырели. Климат на побережье Аравии отличается исключительной сыростью. Воздух пропитан испарениями, которые никогда не превращаются в дождь. От сырости ржавеют все металлические предметы. Для того чтобы затянулась открытая рана от случайного пореза, европейцу нужно уезжать в горы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены