В высоких широтах Арктики

опубликовано в номере №662, декабрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Северный полюс - 3». «Северный полюс - 4» - телеграммы с такими необычными адресами принимаются в любом почтовом отделении. В расписание полярной авиации включены регулярные рейсы в эти - пункты; самолеты, летящие из Москвы на Север, доставляют туда гостей с «Большой земли», грузы, почту. С незапамятных времен стремились люди раскрыть тайны крайних северных широт. Бесчисленными жертвами платили они за попытки проникнуть на ледяные просторы Арктики. И все же долгое время северные полярные районы оставались на карте «белым пятном». Решение исторической задачи покорения Арктики оказалось по плечу только советскому народу, стране социализма.

Города и порты, заводы и шахты вырастают на недавно еще пустынных побережьях и островах. Ежегодно из Баренцева моря в Тихий океан вдоль побережья Сибири ходят корабли под алым флагом. Северный морской путь стал неотъемлемой частью нашего народного хозяйства.

Чтобы уверенно планировать перевозки в северных морях, чтобы предсказывать погоду над территорией страны, необходимо изучать законы движения льда и атмосферные явления в Центральном арктическом бассейне.

Продолжая работы, начатые еще в довоенные годы, Главсевморпуть и Академия наук СССР провели весной 1954 года большую высокоширотную воздушную экспедицию.

На дрейфующий лед были высажены две научные станции. Они получили названия «Северный полюс - 3» и «Северный полюс - 4», так как явились следующими после дрейфующих станций «Северный полюс - 1» и «Северный полюс - 2», которые работали в 1937 - 1938 и 1950 - 1951 годах.

Два больших коллектива ученых расположились на льду океана со всеми удобствами, доступными в походном быту. Полярники живут в утепленных палатках и передвижных разборных домиках, отапливаемых углем и газом, освещаемых электричеством и связанных друг с другом телефоном.

Чтобы перевозить грузы, на станциях имеются автомобили - вездеходы, тракторы, вертолеты. В Арктике особенно удобны вертолеты.

Вот уже около восьми месяцев продолжается дрейф этих станций в океане. За это время сделано очень многое. В глубинах океана обнаружен мощный хребет, простирающийся от Новосибирских островов через район полюса в сторону Гренландии и Канадского арктического архипелага. Хребет назван именем великого русского ученого М. В. Ломоносова. Открытие его уточняет наши знания о глубинах и формах океанского дна, о характере течений и дрейфа льда. Открыта и исследована сильнейшая в северном полушарии полярная магнитная аномалия. В высоких широтах, которые раньше считались лишенными органической жизни, найдены живые существа.

В тяжелых условиях приходится работать нашим полярным исследователям. Сейчас в северных полярных широтах на смену незаходящему солнцу пришла тьма долгой полярной ночи. Не раз происходили сильнейшие сжатия, передвижки льда.

Но как ни сурова стихия полярной зимы, ничто не может помешать мужественным исследователям Арктики. По - прежнему регулярно уходят под лед тросы лебедок, нащупывая на многокилометровой глубине все неровности океана; по - прежнему в затянутое темными облаками небо взвиваются серебряные шары радиозондов; по - прежнему уверенно звучат в эфире позывные дрейфующих радиостанций.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены