В старой Индии

С Андреев-Кривич| опубликовано в номере №321, сентябрь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов пятнадцатого столетия по центральным областям Индостана странствовал некий путешественник, который называл себя Хозя Исуф Хоросани. Он оставил записки, которые по своим достоинствам стоят во многих отношениях выше записок европейцев, побывавших в Индии в этом столетии.

Но путешественник, оставивший эти интересные записки, только прикрывался именем Хозя Исуфа Хоросани. Был же он на самом деле тверским купцом Афанасием Никитиным.

Очень высоко оценил «Хождение за три моря» Карамзин, которому принадлежит честь открытия записок. Он писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века».

Академик Срезневский писал: «Записки Никитина о странствиях по Персии и Индии в 1466 - 1472 гг., памятник в своем роде и для своего времени... в такой же мере единственный и важный, как «Слово о полку Игореве». Сравнивая их с записками европейцев того же столетия, Срезневский пишет: «Венецианин ди Конти (1444), тверич Никитин (1472) и синесец де Гама: вот от кого остались важнейшие записки об отдаленных странах Южной Азии XV века... Путешествие последнего несравненно значительнее по последствиям: зато наблюдения двух первых гораздо ценнее по обилию и содержанию, - и Никитин в этом отношении должен быть поставлен выше ди Конти».

В 1466 году у великого князя московского Иоанна III был посол от владетеля Шамахи шнрваншаха Ферух - Есара. Иоанн послал к Фе - рух - Есару ответное посольство во главе с Василием Папиным.

Прослышав о посольстве в Шамаху, будущий Хозя Исуф Хоросани снарядил в Твери вместе с товарищами два судна, нагрузил их товарами и, выхлопотав проездную грамоту от великого князя тверского, получив благословение владыки Геннадия, помолившись на собор Спаса Златоверхого, поехал вниз по Волге.

Так началось «хожение за три моря»: Каспийское, Аравийское, Черное.

Никитин и спутники надеялись присоединиться к московскому посольству в Нижнем Новгороде. Но, придя в Нижний, они уже не застали Папина, уехавшего раньше, и поэтому присоединились к возвращавшемуся несколько позже послу ширваншаха.

Почти всю Волгу прошли путешественники без особых приключений. У Астрахани случилась первая беда: их ограбили.

На Каспийском море, у Терки, буря разбила одно из судов. Плывшие на нем попали в плен к горцам - кайтакам. Никитин плена избежал. В Дербенте он нагнал русского посла Василия Папина. Остальные же пленники были освобождены только в результате заступничества ширваншаха.

Приехав ко двору Ферух - Есара, дважды ограбленные купцы вынуждены были просить ширваншаха, «чтобы нас пожаловал чем дойти до Руси». В помощи, однако, было отказано. «Заплакав да разошлись кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь, а кой должен, а тот пошел куды его очи понесли, а иные осталися в Шамахее, а иные пошли работать к Баке. А я пошел к Дербент, а из Дербента к Баке».

Побывав в Баку, Никитин упоминает о знаменитых «неугасимых» огнях, которым поклонялись как божеству огнепоклонники. Эти огни - горящий нефтяной газ, выходящий из трещин на поверхность земли. Древние храмы огнепоклонников сохранились доныне в окрестностях Баку. Такие же огни горели еще несколько лет тому назад в Дагестане. Теперь этот горящий газ заключен в трубы и используется стекольным заводом «Дагестанские огни».

По персидским землям Никитин путешествовал свыше года (конец 1467 - начало 1469 года).

Дойдя до берегов Персидского залива, Никитин останавливается в Ормузе (Гурмыз). Этот небольшой остров, расположенный невдалеке от берега, в то время имел мировое значение! Здесь производилась крупная торговля между Западом и Востоком. «Если бы мир был кольцом, Ормуз был бы жемчужиной в нем», - говорили в то время на Востоке.

Многолюдие, богатство, обилие всяких товаров поразили Никитина. Говорит он и о необычайной ормузской жаре: «А в Гурмызе есть, варное солнце, человека ожжет».

Жара в Ормузе действительно необычайна. Марко Поло, побывавший в Ормузе во время своего знаменитого путешествия на Восток в XIII столетии, рассказывает такой случай. Владетель Ормуза не заплатил дани керманскому царю. Царь собрал многочисленное войско - 1600 конных и 5 тысяч пеших воинов - и послал его на Ормуз через песчаную степь. В степи войско было застигнуто горячим ветром - самумом. Оно все погибло, задушенное этим ветром. Керманского царя некому было даже известить. Жители Ормуза, боясь заразы, вышли в пустыню, чтобы закопать мертвых, и нашли их совершенно испеченными. При одном прикосновении куски мяса отделялись от трупов.

Прожив в Ормузе месяц, наш тверич отправляется в Индию. На хлипком суденышке долго плывет он по бурному Аравийскому морю.

В Индию Никитин приехал в конце апреля 1469 года.

Долгий срок, на который Никитин остался в Индии (без малого три года, дольше чем в каком - либо другом месте), а самое главное то, что в своих записках он говорит о ней так подробно, как ни о каком другом месте, доказывает, что Индия очень заинтересовала его. Никитин описывает быт индусов, их обычаи, государственное устройство и экономический строй, те исторические события, свидетелем которых ему довелось быть, обнаруживая во всех описаниях много ума, наблюдательности, толковости, остроумия.

На индийский берег Никитин высаживается в Чауле. Первое, что поразило его, когда он приехал в Собственно - Индию, - это внешний вид людей. Люди ходят почти совершенно голые и, лишь когда немного похолодает, «вздевают на себя порткы» - и то только «князи и бояря», остальные же так и продолжают ходить без них, лишь кое - как прикрываясь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены