В путь, в путь

М Поступальская| опубликовано в номере №340, апрель 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гж. Простакова. Как, батюшка, назвал ты науку-то? Праздны. География.

Гж. Простакова. А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Гж. Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на што ж? Это их дело... Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволить.

Фонвизин «Недоросль».

Юные географы кратовской школы любят вспоминать эту оценку. Как-то они плыли на лодках по незнакомой реке, сумерки затушевали берега, холодный дождь неторопливо и равномерно хлестал путешественников, до ночлега было далеко. Лодка несколько раз садилась на мель, и ребята с трудом стаскивали ее.

- Куда же теперь ехать-то? - с тоской оглядываясь по сторонам, сказал кто-то из них.

И тут в темноте раздался ехидный голосок Кольки, самого младшего члена экспедиции:

- Ах, мой батюшка! Не утруждай себя. Дворянское ли это дело? А извозчики-то на что ж?

Здесь в непогоду, на темной реке, когда надеяться можно было только на свои силы, такими нелепыми показались эти «извозчики», что ребята безудержно развеселились. Настроение сразу поднялось, послышались дружные всплески весел, и к ночлегу путешественники добрались скорее, чем ожидали.

Да, кратовские географы могут рассказать, «к чему служит география».

Первый географический кружок был организован в школе в 1936 году по почину Александра Яковлевича Степенькова, преподавателя географии. В этом сдержанном, молчаливом человеке живет беспокойный дух бродяжничества, неутомимое любопытство к широкому и прекрасному миру. Таких людей, к счастью, на свете много, но не у всех есть силы осуществить свои мечты, насытить свое жаркое любопытство.

Еще так недавно мальчики убегали «в Америку», плакали, когда их ловили на первой же станции, а по том кончали свою жизнь писцами в уездном суде. Во сне они охотились за страусами, пробирались через дебри Африки, а в жизни видели перед собой каждый день один и тот же серый забор и роющихся в пыли кур. Замечательный писатель Грин до самой смерти тосковал по «дальним странам». Он писал о них так уверенно и взволнованно, как будто видел их своими глазами, а на самом деле он бывал там только в своих мечтах.

Учитель географии Александр Яковлевич Степеньков - счастливый мечтатель. Прежде всего, он не одинок: он всегда окружен друзьями, ловкими и смелыми, жадными к жизни. Страусы и бумеранги не тревожат по ночам кратовских географов. Не потому, что школьников не интересует чужая земля и чужое небо, не потому, что их не волнуют леса и озера с непривычными названиями, от которых словно струится странный и неуловимый аромат: молодым исследователям интересен весь мир, но они хотят, прежде всего, знать свою родину; они понимают, как много интересного вокруг. Недаром на первой странице школьного журнала «Юный географ» стоят слова Горького: «Все оживает в нашей стране. Жаль только, что мы знаем о ней неизмеримо и постыдно меньше того, что нам следует знать».

И ребята изучают свою страну, изучают толково, планомерно, по-хозяйски. Их беспокоит вопрос о том, проходима ли река Угра и откуда она берет начало, почему плохо идет разведение бересклета, откуда получил свое название город Валдай. И так понятны взволнованные слова, которыми Галина Соколова кончает в «Юном географе» свою статью о восхождении на Эверест: «Но там все же остаются не завоеванными 390 метров. Юные географы во что бы то ни стало должны овладеть Эверестом».

Сейчас в кратовской школе, кроме общешкольного, работают 15 классных географических кружков. Всего в школе 260 юных географов. Руководителями классных кружков становятся старшеклассники, давно изучающие географию.

В топографической секции занятия с ребятами ведет десятиклассник Никита Максимов, и дисциплина у него не хуже, чем на уроке у преподавателя:

- Ира, иди сюда. Возьми мел. Обозначь плетень, шоссейную дорогу, непроходимые болота, мельницу. Эта, какая мельница: каменная или деревянная? Правильно, каменная. А как ты обозначишь деревянную?

Ребята производят съемку по азимутам, изучают азбуку Морзе, сигнализацию флажками. Сейчас топографы готовятся к съемке плана Кратова и его окрестностей.

Через несколько месяцев Никита кончит школу и пойдет в Красную Армию. В кружке его место займет другой. И этот подготовит себе смену к тому времени, когда придется расстаться со школой. А впоследствии все они, выполняя боевые задания, наверное, не раз тепло вспомнят о своих школьных занятиях топографией.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены