В полку Матросова

О Моисеев| опубликовано в номере №478, апрель 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Служить в полку имени Матросова, называться матросовцем было не менее почетно, чем в годы гражданской воины воевать у Чапаева, называясь чапаевцем.

На примере героического подвига простого советского паренька из Днепропетровска Александра Матросова воспитывается и будет воспитываться поколение русских солдат.

Совершенно понятны поэтому те чувства, с которыми подъезжал я к городку, где ныне в казармах разместилась часть, под гвардейскими знамёнами которой воевал и я.

Я знал: не увидеть мне храбрейшего командира подполковника Николая Николаевича Власова: он командует другой частью. Но встретить майора Николая Ефимовича Малицкого, энергичного и смелого замполита, - и он сейчас служит в другом городе. Не пожать руки и многим другим хорошо знакомым офицерам и солдатам: кто переведён в другие части, кто послан на учёбу, кто демобилизован.

Но больше всего пожалел я, что не удастся посидеть и поговорить с лейтенантом Борисом Микрюковым и капитаном Василием Суганяком,

которые в нелёгкую годину войны стали моими лучшими друзьями.

Оба они в числе лучших людей полка подписались под письмом товарищу Сталину, которое после взятия Риги было отвезено в Кремль. В этом письме мы рассказывали Верховному Главнокомандующему о том, как живёт и воюет после гибели Матросова «Матросовский» полк.

На пергаментной обложке письма полковой художник Константин Молоковский удивительно хорошо изобразил Александра Матросова: открытый и честный взгляд смотрящих в упор глаз, решительно сжатые губы, волевое и вместе с тем милое юношеское лицо.

Точь – в - точь это лицо смотрит на нас с тех портретов героя, что висят теперь здесь в комнатах. Старший лейтенант Молоковский долго занимался с новым молодым художником, перед тем как покинуть часть.

Самый лучший портрет Матросова - в помещении первой роты. В углу, у окна, здесь стоит койка, застланная свежим постельным бельём и новым шерстяным одеялом. У подушки лежит накрахмаленное полотенце. Над койкой - портрет Матросова и надпись:

«Койка Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова, павшего смертью храбрых за Советскую Родину». А ещё выше слова Сталина: «Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной Армии».

Это из приказа Народного Комиссара Обороны о присвоении 254 - му гвардейскому стрелковому полку имени Александра Матросова. Тем же приказом Герой Советского Союза гвардии рядовой Александр Матвеевич Матросов зачислен навечно в списки первой роты этого полка.

В морозное и туманное утро 23 февраля 1943 года, когда подразделение, получив приказ наступать, оставило свои траншеи и с криками «ура» бросилось вперёд, туда, где виднелась полууничтоженная неприятелем деревушка Чернушки, из хорошо замаскированного вражеского дзота полыхнул пулемётный огонь. Немецкий пулемётчик скосил жаркой струёй одного, второго, пятого, седьмого...

Подразделение залегло.

- Вперёд! - крикнул командир глухим голосом.

- Вперёд, за Советскую Россию! - услышали все тотчас вслед за ним чей - то другой голос, и худощавая фигура бойца неожиданным рывком первой поднялась и устремилась вперед с призывно вытянутой рукой, в которой была крепко зажата винтовка.

- Саша, - произнёс кто - то шепотом и поднялся; пошли в атаку и остальные.

И вновь амбразура дзота блеснула недобрым жёлтым огоньком, как мигающий глаз хищника.

Так продолжалось шесть раз. Шесть раз первым шёл на смерть Александр Матросов, шесть раз поднимал комсомолец редеющие ряды, всё ближе и ближе приближаясь к ненавистному дзоту.

И когда до опорной укреплённой точки врага оставались уже десятки метров, Матросов вскочил в седьмой раз, в короткие секунды бега достиг амбразуры и бросился грудью навстречу кинжальному огню. Он закрыл своим телам амбразуру - и дзот ослеп.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены