В поисках «вещества знания»

А Драбкин| опубликовано в номере №987, июль 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Человек несколько раз по заданной формуле повторяет фразу, смысл которой очень прост: «Мне не больно». Затем ему прокалывают мышцу иглой. И оказывается, что испытуемому действительно не больно. Удивительно, но факт. Научный факт, апробированный медицинскими авторитетами.

Как же это все-таки происходит? Как организм запоминает настойчиво повторяемый «урок» обезболивания? Ответ на эти вопросы ищет в Карагандинском медицинском институте профессор А. М. Свядощ.

Пока что здесь больше неизвестного, чем известного. Эксперименты, результаты наблюдений производят впечатление буквально ошеломляющее. Одновременно с самовнушенной анестезией исследуется, например, способность человека повышать или понижать температуру кожи отдельных частей тела на несколько градусов. Вообразите: температура под мышкой 36,6°, а кожи кисти — 40,2°. И достигается такой результат исключительно настойчивым «научающим организм» повторением словесных формул, запоминанием определенного приказа.

Опыты А. М. Свядоща и его сотрудников свидетельствуют о колоссальных, неведомых возможностях человеческого организма, связанных с запоминанием тех или иных «уроков» и последующим влиянием запомненного на жизненные функции.

Согласитесь, что весьма заманчиво научиться использовать такие резервы в лечебных, медицинских целях. Оказалось, что задача эта вполне реальная, разрешимая при помощи специальной аутогенной тренировки — самогипноза. Многие приемы ее заимствованы у индийских йогов, однако лишены той мистической основы, на которую опирается учение о йоге.

При этом методе человек по 2—3 раза в день в течение 3—5 минут мысленно повторяет определенные словесные формулы. Он обучается вызывать у себя состояние релаксации — расслабления мышечного тонуса. Как показало изучение биотоков мозга, релаксация сопровождается развитием промежуточного состояния между сном и бодрствованием. Во время таких состояний словесное внушение может приобрести особую силу воздействия. Неизмеримо большую, нежели при обычном запоминании слов и понятий.

Благодаря многократности повторения словесных формул в состоянии релаксации как бы прокладывается путь для внушенных представлений от центров памяти к регулирующим центрам организма. В результате появляется возможность влиять запомненным словом на такие биологические процессы, которые обычно не поддаются контролю сознания.

Эмоция страха и сердечно-сосудистые заболевания, вредная привычка к курению и заикание — вот несколько наугад выбранных явлений, на которые можно оказать положительное влияние аутогенной тренировкой. Правда, пока это лишь поисковые исследования. Но они, безусловно, доказывают, что в будущем человеческая память, способность влиять на биологические процессы запоминанием тех или иных формул может стать очень действенным фактором в медицине. И обратно: изучение состояния релаксации, безусловно, окажет влияние на исследование проблем памяти.

Тореро и бык

Есть такой термин: «электрофизиологические корреляторы поведения». Если уточнить этот термин с помощью энциклопедии, то можно узнать, что под корреляцией в биологии понимается соотношение строения и функций различных частей организма. Ж. Кювье, который ввел этот термин в научный словарь, показал, как на основе изучения отдельных частей животных можно судить о строении всего скелета и функционировании отдельных органов. Для высших животных в этом отношении ведущее значение приобретает нервная система.

Итак, вторая часть термина ясна. Ну, а электрофизиология? Это — изучение биотоков. А следовательно, говоря об электрофизиологических корреляторах поведения, мы говорим о взаимосвязи биотоков (в частности биотоков мозга) и поведения.

Нелишне заметить, что именно изучение электрических свойств биологических объектов позволило ввести в исследования живого инженерную точность и объективность характеристик, дало возможность выявить истинные зависимости между деятельностью мозга и поведением Испытуемого. Ну, а коли каждое действие механизмом предвидения связано с памятью, биотоки в известной степени информируют нас и о процессе запоминания.

Электрофизиологические методы помогли составить «карту мозга», отметить точки, ответственные за запоминание тех или иных эмоций: страха, ярости, удовольствия.

Мне довелось видеть удивительный фильм, который показывал в Московском университете американский профессор Хосе Дельгадо. В клетке дружелюбно настроенные обезьяны. Вдруг одна из них набрасывается на своих соседей и начинает драку. Причина — сигнал, посланный экспериментатором в область мозга, ведающую яростью. Так в естественное поведение животного вплетается приказ, данный исследователем.

Другой опыт Дельгадо еще более впечатляет. На тореро мчится разъяренный бык. И вдруг в нескольких метрах от крошечной фигурки человека эта груда разгоряченных мышц останавливается и поворачивает в другую сторону. «Чудо» совершил человек, не присутствующий на арене,— экспериментатор, который послал в соответствующую область мозга быка «успокоительный» сигнал.

Профессор Дельгадо продолжает свои опыты. Он готовится провести ряд экспериментов на шимпанзе — обезьяне, занимающей в иерархии животного мира самую близкую к человеку ступеньку.

Но изменяются не только объекты наблюдения. Идет борьба и за «чистоту» исследования. Цель: испытуемое животное не должно чувствовать присутствия экспериментатора. Становятся все более миниатюрными электроды, вживляемые в мозг. В дело пущена самая современная техника. На смену передаче сигналов по проводам пришло телеуправление со значительным радиусом действия. Наконец, вместо электрических сигналов мозг начинают раздражать химическими веществами. Для таких опытов делается чрезвычайно сложная миниатюрная аппаратура. Но игра, как говорится, стоит свеч. Ведь здесь выпадает целое звено. Не надо думать над тем, как электрическая энергия раздражения превращается в биохимическую энергию мозговых процессов. Подбирая химические раздражители, мы вплотную подходим к химии мозга. А это кратчайший путь к будущим фармакологическим препаратам, возбуждающим или успокаивающим мозг.

«Вещество памяти»?

Кошка старается «вжаться» в стену клетки, распластаться по ней. Это реакция на электрический сигнал, посланный в соответствующую область ее мозга. Сигнал сопровождается звонком. После многократных повторений кошка реагирует на звонок так же, как на электрический импульс, посланный непосредственно в мозг. Это условный рефлекс, запомненная реакция на раздражитель.

В. принципе это — дальнейшее развитие опытов академика И. П. Павлова, в которых безусловный раздражитель (пища) сопровождали условным раздражителем (звонком). Но есть и существенное отличие. Воздействуя электрическим током на те или иные области мозга и сопровождая это воздействие условным раздражителем (звонком, например), мы можем воспитать у животных целую гамму различных рефлексов. Звонок — и кошка, соответствующим образом «воспитанная» электрическим током, сжимается в комок от страха. Сигнал — появляются признаки полового возбуждения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены