В ногу с современностью

Н Калитин| опубликовано в номере №473, февраль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ленинградцам хорошо знакомо это большое театральное здание, с величественным, украшенным колоннами фасадом, возвышающееся рядом с бывшим Народным домом на проспекте имени Горького.

Поднявшись по широким ступеням к дверям театра, вы попадаете в огромный, светлый вестибюль, из которого нарядная мраморная лестница ведёт наверх, в просторное фойе, где стоит статуя С. М. Кирова. Большой и уютный зрительный зал мягко освещается невидимыми лампочками, скрытыми в карнизах потолка. Великолепная, оборудованная по последнему слову театральной техники сцена, централизованное управление сложной системой оформления, остроумно оборудованные пульты помощника режиссёра, осветителя и звукооформителя - всё это позволяет осуществлять здесь самые сложные постановки, достигать любых сценических эффектов.

Это прекрасное здание построено по инициативе А. М. Горького и С. М. Кирова для одного из любимейших театров ленинградской молодёжи - Театра имени Ленинского комсомола.

Театр этот, родившийся двадцать лет назад - первоначально он назывался Красным театром, - сразу привлёк внимание ленинградцев энергичной и смелой борьбой за новые сценические формы, за острое и правдивое воплощение современности на сцене. Публицистически страстные, оригинальные и яркие по форме спектакли молодого театра раскрывали перед зрителями героику бурных лет гражданской войны, величественный пафос сталинских пятилеток, образ нового человека - патриота, борца, строителя коммунизма. Здесь были впервые поставлены пьесы Н. Погодина, А. Афиногенова, Н. Вирты и других советских драматургов. Ленинградцы до сих пор помнят бурный успех таких спектаклей, как «Первая Конная» и «Земля».

Театр настойчиво и упорно боролся за жизненную и художественную правду в искусстве. Большую роль в этом отношении сыграла для него работа над горьковскими пьесами («Последние», «Варвары», «Егор Булычёв»), обогатившая и углубившая творческий опыт коллектива.

Незадолго до войны театр, получивший после слияния с ленинградским ТРАМом своё нынешнее наименование, начал работать в собственном здании. Здесь были осуществлены такие значительные и интересные постановки, как «Фельдмаршал Кутузов», «Машенька», «Сирано де Бержерак». В трудных условиях эвакуации коллектив не прекращал энергичной работы, по - прежнему обращаясь в первую очередь к советской пьесе. Из 84 пьес, поставленных Театром имени Ленинского комсомола за двадцать лет, 54 принадлежат перу советских драматургов.

Свой двадцатилетний юбилей коллектив театра встречает в расцвете творческих сил, полный увлекательных планов. Запечатлеть в сценических образах лучшие черты молодого человека сталинской эпохи, создать спектакли высокого патриотического звучания, раскрыть во всей глубине и величии героику наших дней - таково горячее стремление всех его работников.

К юбилейным дням театр подготовил два спектакля, посвященные любимым образам советской молодёжи: «Сказка о правде» Маргариты Алигер и «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева.

«Сказка о правде» - пьеса о красоте и величии подвига, о счастье самопожертвования во имя Родины. В героине пьесы автор стремился запечатлеть бесконечно дорогие нам черты славной дочери советского народа Зои Космодемьянской. Исполнительница роли Зои, двадцатидвухлетняя Нина Родионова, артистка - дебютантка, создала пленительный образ девушки - патриотки, честной, сильной и гордой, смело идущей вперёд через все препятствия.

В обаянии юности и чистоты, полная трепетной мечты о счастье, о большой и яркой жизни, перед нами появляется Зоя - Родионова - в первой картине пьесы. «Человек создан для счастья, как птица для полёта» - эти слова, записанные в дневнике Зои, кажется, читаешь в главах актрисы, слышишь в каждой её фразе.

Жажда жизни, мечта о счастье в молодой девушке прочно сочетаются с сознанием собственной ответственности перед Родиной, глубокой требовательностью к себе, чувством долга.

Вот в светлый и чистый мир её входит ещё одна радость: Зоя слышит первое, робкое полупризнание дорогого ей человека.

Через несколько минут они будут на весеннем балу, о котором она столько мечтала. Но Зоя вспоминает вдруг, что дала слово маленькой девочке - соседке провести этот вечер с нею. И, как ни трудно ей отказаться отвала, она, не колеблясь, повинуется чувству долга. Уже в этом, полудетском ещё испытании сил, она оказывается победительницей... Сильная и гордая, жаждущая всё узнать и увидеть, Зоя не ищет лёгких путей. Её место, место советской девушки - комсомолки, - быть там, где необходимо высшее напряжение сил, там, где от неё потребуют «самого трудного». И эта черта, свойственная нашей молодёжи, убедительно раскрывается в игре актрисы. Робко, как бы не веря, что её мечта может осуществиться, она просит командира партизанского отряда послать её в разведку. Не колеблясь, принимает она смелое решение, чтобы помочь. товарищам, которым грозит опасность. И когда приходит, наконец, час подвига, ярким огнём зажигаются глаза актрисы, и мы верим, что страх и неуверенность исчезают в ней.

Схваченная немцами, измученная страшными пытками, Зоя лежит на скамье в крестьянской избе. Она вспоминает прошлое, близких, дорогих ей людей. Глубокой нежностью дышат её обращения к матери, к любимому, горячо и взволнованно говорит она о родной Москве. Но ведь это и есть самое трудное - не только отказаться от надежды на жизнь, но и найти в себе силы встретить смерть так, чтобы врагам «стало ещё страшнее, чтобы они в десять раз больше стали бояться... каждого такого, кто умеет так умирать». Она выполнила свой долг, она не склонилась перед врагом, и теперь она знает - мы видим это по её глазам, горящим высоким торжеством, по её жестам, решительным и твёрдым, - свою последнюю минуту она встретит с гордо поднятой головой, сильная и прекрасная, уже вошедшая в бессмертие...

В «Молодой гвардии» перед зрителем проходит героическая борьба коллектива. Зритель видит организаторов и главных участников подпольной группы краснодонцев. Одни из них очерчены в спектакле более полно, другие - несколько бледнее. Чуткая, прямая, глубоко правдивая Уля Громова, человек необычайной душевной чистоты и твёрдости (артистка Г. Мирович), скромный, застенчивый, но мужественный и решительный Ваня Земнухов (П. Лобанов); отчаянный, ловкий и дерзкий Серёжа Тюленин (П. Бородин), порывистый и пылкий Жора Арутюнянц (И. Динер) - эти и многие другие образы пьесы нашли живое воплощение в игре молодых исполнителей.

Но самое большое впечатление оставляет Г. Самойлов, играющий роль Олега Кошевого. Организатор и руководитель «Молодой гвардии» оказывается центральной фигурой и в спектакле.

Рассказывая о допросе Олега немецким фельдкомендантом, А. Фадеев пишет, что «перед Клером... стоял не шестнадцатилетний мальчик, а молодой народный вожак, который не только ясно видел свой путь в жизни, а видел путь своего народа среди других и путь всего человечества».

Именно таков Олег Кошевой в исполнении Самойлова. Юношеская горячность и восторженность, романтическая мечта о подвиге не заслоняют в нём ясности мысли, целеустремлённости, глубокого понимания смысла и задач той борьбы, которую ведут он и его товарищи.

Выпрямившись во весь рост, с глазами, озарёнными глубоким внутренним светом, произносит Олег клятву «Молодой гвардии». И так прекрасен он в этот миг, так покоряющи и проникновенны его слова, что товарищи, повторяющие за ним клятву, невольно подражают Олегу в позе, интонациях, жестах.

Образ, созданный Самойловым, покоряет большой человечностью, обаянием душевной цельности, чистоты, благородства. Искренно и сильно звучат в устах актёра прекрасные слова о святых материнских руках, глубокое волнение вызывает его разговор с матерью, чудесной нежностью и заботой проникнуто его отношение к товарищам... Успех этого образа в значительной степени определяет успех спектакля в целом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Радиосолдат

Рассказ