В ногу с эпохой

опубликовано в номере №867, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Учится в аспирантуре Леонид Синий. Самое название диссертационной темы говорит о ее сложности: «Исследования насыщенности в породистых средах ультраакустическими методами». Но не замкнулся Леонид в рамки «чистой» науки. Уже сейчас знаниями, которые накопил, он щедро делится со студентами. И среди них Наташа Кукленко.

Учится и старший научный сотрудник Богдан Алексеевич Белинский, наставник Леонида Синего. Учится у Саши Горностаева. Обыкновенного рабочего паренька. Чему учится! А тому, как сделать наиболее простым, наиболее «технологичным» изобретенный им прибор.

Круговорот учения! От каждого — каждому. Все — своей Родине. Таков девиз людей, овладевающих знаниями в нашей стране, где учатся 67637 тысяч ее граждан!

И не случайно с завистью говорят о постановке дела образования в СССР американцы. Еще бы! Мы ежегодно выпускаем в три раза больше инженеров, чем крупнейшая империалистическая страна.

Империалисты завидуют. Люди доброй воли смотрят на нашу страну с надеждой. Молодежь за рубежом мечтает: вот бы там, в Советском Союзе, получить образование! И двери наших учебных заведений распахиваются для тысяч юношей и девушек из разных стран. Они приобретают знания в первом государстве трудящихся для того, чтобы нести знания своим соотечественникам.

Но если уж заниматься джазом, то надо им заниматься так, чтобы вносить в него что-то новое, своеобразное, а не перепевать чужое.

Меня поражает стремление некоторых музыкантов считать прогрессивным делом своей жизни насаждение и популяризацию у нас американского джаза. Поражает и то, что эти музыканты возмущаются, когда наша общественность критикует такие явления.

Мы не против джаза, но к джазовой музыке нужно применять те же эстетические нормы, те же требования, которые мы предъявляем ко всем жанрам советского музыкального искусства. Эпигонство никогда не считалось доблестью для любого музыканта, тем более для работающего в таком жанре, который претендует на широкое распространение и популярность.

Когда мы, группа советских композиторов, находились в Америке, мы слушали там джазы Л. Армстронга и Б. Гудмана, а также первоклассные импровизационные, так называемые «прогрессивные», джазы. Несмотря на большое техническое мастерство исполнителей, после нескольких пьес становилось скучно: там нет музыки, одна стихия ритма.

Механически переносить традиции, практику и приемы американского джаза в наше музыкальное искусство — занятие ненужное, недостойное.

Опираясь на эстетические принципы нашего искусства, советские музыканты должны искать свое, новое решение творческих джазовых проблем. Этим исканиям, несомненно, помажет изучение положительного опыта, накопленного нашими эстрадными оркестрами.

Мы еще слишком мало делаем для укрепления связи молодых композиторов и музыковедов с жизнью народа. Творческая молодежь должна как можно чаще встречаться со своими слушателями на фабриках и заводах, на стройках и шахтах, в колхозах и совхозах. Это необходимо, ибо только там они по-настоящему почувствуют ветер эпохи, пульс нашей жизни, размах и величие героических дел народа. Только тогда они смогут стать певцами этой жизни.

Сейчас в Московской консерватории творческую практику студентов-композиторов стремятся подчинить задачам, подсказанным жизнью. Молодые композиторы направляются на практику в кружки самодеятельности, клубы, чтобы там, в гуще людей, питалась их творческая фантазия, чтобы там ощутили они заказ своего народа.

Овладение профессиональными знаниями идет повсюду, музыкальная молодежь неустанно учится. Но это только одна сторона вопроса. Вторая же состоит а том, что каждый советский художник ни на минуту не должен забывать, что он гражданин своего социалистического Отечества. Тут и встает вопрос о человеческой зрелости, о связи с народом, о целях искусства, о его идейности.

Многое сделано, но немало предстоит еще сделать нашей творческой молодежи, чтобы стать вровень со временем, чтобы занять достойное место в строю борцов за коммунизм. Наши задачи с предельной ясностью сформулированы в словах Н. С. Хрущева: «Нужны такие талантливые, яркие книги, которыми люди зачитывались бы, нужны такие фильмы, которые люди смотрели бы с удовольствием, нужна такая музыка, которую слушать было бы наслаждением». Под этим девизом проходил Пленум ЦК КПСС. Под этим девизом должна вестись вся наша работа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Начало революционной деятельности Ленина

Из материалов первого тома «Истории Коммунистической партии Советского Союза» в шести томах, подготовляемой к изданию Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.