В ногу с эпохой

опубликовано в номере №962, июнь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Весна этого года была для молодых художников страны порой серьезного творческого отчета: в Москве в трех выставочных залах открылась большая выставка, в которой приняли участие 583 художника, представивших около тысячи произведений. Московскому вернисажу предшествовало почти сто выставок, состоявшихся в городах, областных, краевых центрах, столицах союзных и автономных республик. Двадцать тысяч произведений семи тысяч авторов - таковы цифры молодежных выставок. За ними - горячие сердца и молодые руки тех, кто сегодня сознает высокую гражданскую ответственность за судьбы советского изобразительного искусства, имеющего славную полувековую историю. Выставка произведений молодых художников была организована Министерством культуры СССР, Союзом художников СССР и ЦК ВЛКСМ. Молодые художники обращаются к большим историко-революционным темам, к современной проблематике, они ищут возможности новой образной выразительности. Выставка молодых широко показала развитие национальных школ изобразительного искусства. За последние годы созданы глубокие, значительные полотна, посвященные образу В. И. Ленина, героине революции. с интересными картинами выступили И. Бройдо - «1919-й год», Г. Мызников - «В. И. Ленин», Л. Петкявичус - «Демонстрация», В. Попков - «Двое», Б. Шатохин - «Солдат Страны Советов», О. Лошаков - «Старый Владивосток», Л. Цончева «Утро Молдавии». С момента открытия прошлой выставки молодых художников страны прошло пять лет. За это время специальные вузы подготовили сотни художников. Сегодня они стоят в общем строю мастеров культуры. Молодежь активно решает задачи, стоящие перед советским искусством. Горячая заинтересованность, способность подметить и отобразить главное, чем живет страна, народ, - характерные черты выставки. Корреспондент нашего журнала Григории Анисимов обратился с вопросами к представителям Министерства культуры СССР, Союза художников СССР и ЦК ВЛКСМ. Разговор шел о выставке, ее организации, проблемах, стоящих перед искусством в связи с 50-летием Октября. Естественно, первые вопросы были заданы председателю всесоюзного выставкома художнику Гелию КОРЖЕВУ:

- КАК ВЕЛАСЬ РАБОТА ВЫСТАВКОМА ПО ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСТАВКИ?

- ВАШЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ВЫСТАВКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

- КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАШЕГО МОЛОДОГО ИСКУССТВА? Гелий КОРЖЕВ: Разнообразие поисков, стремление средствами искусства говорить о главном в нашей жизни - вот характерная черта многих работ молодых художников. Поэтому оценивать, отбирать лучшие из них было и сложно и интересно. Всесоюзный выставном был представлен художниками, искусствоведами, критиками, работниками Союза художников СССР, Министерства культуры СССР и ЦК ВЛКСМ. В него входили представители всех союзных республик. Отбор был довольно строгий, взыскательный. Из нескольких тысяч работ мы отобрали для выставки в Москве свыше пятисот произведений. Работали с утра до позднего вечера. Хочу надеяться, что ни одной удачной работы мы не «завернули». У меня сложилось хорошее впечатление от представленных на выставке картин, скульптур, графических серий. Тяга к углубленной правдивости, к своему собственному почерку в искусстве, желание активно участвовать в жизни, бороться за полноценное искусство - таков девиз молодых художников. Из сказанного мной видно, что общее состояние и перспективы развития нашего молодого искусства я нахожу здоровыми и плодотворными. У нас есть хорошее искусство и люди, работающие в нем. Они решают общие задачи. И это - главное. Следующий вопрос обращен к секретарю правления Союза художников СССР народному художнику СССР Е. Ф. БЕЛАШОВОЙ:

- КАКИЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЫЯВИЛИСЬ НА ЭТОЙ ВЫСТАВКЕ И КАКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖЬЮ? Е. Ф. БЕЛАШОВА: Общая тенденция произведений, экспонированных на выставке, - решение задач образного реалистического выражения чувств по отношению к событиям современности. Искусство всегда связано с современным человеком и участием его в крупных событиях, определяющих эпоху. Через конкретного человека, его участие в жизни, прохождение его через коллизии жизни раскрываются особенность, величие и значительность истории. Это прием искусства. Молодежь на этой выставке выявила тенденцию - сочетать общие принципы искусства с непосредственными национальными традициями. Что такое национальная традиция? Она всегда связана с особым характером осмысливания образа и гармонизации целого. Это относится к пониманию формы, колорита, к особенностям пластики, созданной характером народа. Радует интерес молодых к большим темам, осознание и осмысливание ими исторических событий и сложности современной жизни. И если мы говорим о борьбе двух идеологий, то эта борьба требует в первую очередь воспитания, идейной убежденности и стойкости наших молодых художников. Развитие нашего искусства непосредственно связано с формированием личности художника. Когда, где и как возможно это формирование? Личность формируется средой, но в первую очередь личность формирует сам человек: он утверждает свой взгляд на мир, свое место в жизни. Настоящий художник всегда был передовой личностью своего времени. И как передовая личность он не может быть только наблюдателем явлений. Он всегда был участником борьбы, бойцом за прекрасное. Наивысшая красота человеческой личности, гуманизм формируются на пути осуществления идей коммунизма. Нельзя думать, что большая социальная тега может быть художником решена сразу и в бесспорном виде. И тем не менее для нас очень важно обратить умы нашей творческой молодежи к большим темам, потому что только через постижение большой темы молодежь придет и к постижению того высокого мастерства, которое требуется. Я глубоко уверена, что тема и мастерство непосредственно связаны. Надо понять, что тема, идея проходят через формы искусства. Поэтому тема и форма должны рождаться вместе, и только таким образом мы создадим искусство современности. Все это тем более важно, что перед нами всеми - и перед молодежью, - которая идет вместе с нами, стоят задачи создания произведений к знаменательным датам - к пятидесятилетию Советской власти, 50-летию Советской Армии, 50-летию комсомола и 100-летию со дня рождения Ленина. Сегодня молодые художники принимают эстафету от тех, кто совсем недавно участвовал на первых молодежных выставках. Мне хотелось бы назвать этих талантливых мастеров нашего искусства: Коржев, Салахов, Ионубонис, П. Никонов, Смолины, Савицкий, Клычев, Скулме, Мелупп, Мууга, Рыбалко, Захаров, Ацманчун, Шаталин, Мамбеев, Зардарян. На Всесоюзной выставке 1967 года выступает новая плеяда молодых, которая входит в семью советских художников. Это новые, свежие таланты. Н этому нельзя не радоваться. В эстафете поколений заложена жизненность развития нашего искусства, заложена сила высокой традиции революционного искусства нашей социалистической страны. Следующий собеседник - известный художник, член всесоюзного выставкой, профессор Государственного института имени В. И. Сурикова Ю. П. РЕЙНЕР:

- КАКИЕ РАБОТЫ, ОТОБРАННЫЕ ВЫСТАВКОМОМ, ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМИ, НОВАТОРСКИМИ?

- Интересных работ много. Что же касается степени новаторства, то я не сторонник торопиться определять это по одной картине да и вообще часто привязывать это модное сейчас слово к разговору об искусстве. Художнику, особенно молодому, свойственно всегда стремиться к открытиям; в каждой работе ему хочется сказать что-то новое, сказать по-своему, убежденно. Но ведь это дается не сразу, надо многое понять, много трудиться. Формирование личности художника - это сложный, долговременный процесс накопления знаний, профессионального мастерства, жизненного опыта, а разговор о новаторстве иногда уводит художника в сторону от главного. В произведениях изобразительного искусства ценны прежде всего талант, искренность и глубокое, образное мышление художника. Из отобранных выставкомом работ мне больше всего нравится картина оренбургского художника Н. Ерышева «Раздел земли». Мне думается, что это настоящая поэма о русской земле, о революции, о чистоте и красоте русских людей. Нравится мне и суровое, своеобразное по колориту полотно туркменского художника Ч. Амангельдыева «Похороны бойца» и небольшая серьезная вещь ленинградца Б. Шатохина «Солдат Страны Советов». Интересны и выразительны «Стачка» Г. Мызникова (Московская область), триптих «Строители» И. Пекура (Литва) и «Первые шажки» А. Яковлева (Ленинград), «Светлана, мама, папа и бабушка» В. Попкова (Москва), «Женсовет» О. Вуколова (Нальчик), «Девочки» Н. Месхидзе (Грузия). Естественно, я не могу перечислить все работы, в которых я вижу те или иные достоинства (это тема другой беседы), но одно мне хочется подчеркнуть: молодые художники набирают силу во всех республиках, и им необходим ежегодный смотр. Большим недостатком в работе с молодыми художниками был пятилетний перерыв в организации всесоюзных молодежных выставок.

- В ПРОШЛОМ ГОДУ ВЫ БЫЛИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОДНОЙ ИЗ БОЛЬШИХ ГРУПП МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ в ДОМЕ ТВОРЧЕСТВА НА СЕНЕЖЕ. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ОПРАВДАННОЙ ТАКУЮ ФОРМУ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ХУДОЖНИКАМИ?

- Конечно. По-моему, это одна из действенных форм работы с молодыми художниками, и она себя оправдала и будет оправдывать еще больше, становясь в дальнейшем традицией Ведь это замечательно, когда 40-50 молодых, талантливых, очень различных художников со всех концов нашей страны сливаются в один творческий коллектив! И здесь, в обстановке дружеского общения и взаимного влияния, гораздо успешнее, чем в одиночку, осуществляются творческие замыслы, решаются проблемы и рождаются новые идеи. Сейчас же можно с удовлетворением отметить, что в числе произведений, которые экспонировались на Второй выставке молодых, представлены и те, которые не так давно стояли на мольбертах в мастерских Дома творчества. Всесоюзная выставка молодых - это, по нашему убеждению, одна из наиболее активных форм работы с молодыми художниками. Она, помимо всего, имеет важное воспитательное значение. В то же время это форма наиболее деятельного участия художников в общественной жизни. Известно, что, прежде чем написать свои картины, художники ездили на целину, ходили с геологическими партиями, бывали на крупнейших стройках.

- КАКИЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ МАСТЕРАМИ ИСКУССТВА ВЫ СЧИТАЕТЕ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМИ? На этот вопрос нашего корреспондента отвечает заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ Валерий ГАНИЧЕВ:

- Говорят, будущее за молодыми. Но именно поэтому молодые должны определить свое место в настоящем, их задача - взволнованно и убедительно рассказать о своей эпохе, раскрыть духовный облик современников. А этого можно достичь лишь при активном восприятии мира художником. Самое главное - передача этого восприятия через свое творчество. Это очень важный вопрос в воспитании творческой молодежи, особенно художников, которые в силу своего творческого труда оказываются оторванными от коллектива, к весь мир для них порой сосредоточен в стенах мастерской. Важно в каждом художнике видеть личность творческую и следить за ростом его мастерства. А это можно сделать только в результате творческого обсуждения произведений молодых художников, целенаправленной работы с молодыми. Прежде всего хочется остановиться на организации молодежных выставок, которые для многих художников являются первой творческой трибуной.

. Нет сомнений в том, что молодежные выставки должны стать традиционными, это диктуется временем; художник должен сделать свое творчество достоянием зрителя; для художника они (выставки) будут хорошей школой становления таланта, а зритель получит возможность следить, как развивается то или иное направление. И только а таком постоянном творческом общении со своим современником молодые художники полнее будут ощущать пульс жизни и времени, а это - самое главное для молодых. При организации молодежных выставок в дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы они становились серьезным экзаменом для молодых. Организация республиканских выставок и особенно организация всесоюзной выставки ясно показали, что их успех зависит прежде всего от повседневной работы с молодежью на местах. Совсем незаслуженно в свое время были ликвидированы молодежные секции в правлениях Союза художников. ля молодого художника важно не только получить работу. Важна и та творческая среда, в которой он работает. Пора отказаться от такого положения, что правление Союза художников работает только с членами Союза, а молодежь, окончившая вузы, в течение нескольких лет остается вне поля зрения Союза. Часто молодым художникам приходится заниматься вопросами организационными - доставать холст, материалы, краски, - и на творчество не остается времени. Всеми этими вопросами должна заниматься молодежная секция. Кроме того, систематизация работы с молодыми художниками, как показали республиканские выставки, способствует укреплению деловых контактов комсомола и правлений Союза художников. Хорошей поддержкой для молодежи являются творческие командировки. Только за 1966 год по линии ЦК ВЛКСМ 70 молодых художников побывали в командировках в различных уголках нашей страны. В результате этих поездок молодые художники создали интересные полотна. Так, ленинградский художник Андрей Яковлев, побывав на Чукотке и Камчатке, создал яркие полотна из жизни народов этого края, пять работ из этого цикла отобраны на Всесоюзную выставку. Это - большое достижение художника. В марте этого года ЦК ВЛКСМ совместно с Союзом художников СССР успешно провел в Москве семинар молодых художников, где шел большой и откровенный разговор о творчестве молодых. Свыше ста участников выставки вместе с мастерами старшего поколения обсуждали конкретные работы, обменивались мнениями о насущных проблемах искусства. Областные и республиканские выставки работ молодых художников, предшествующие Всесоюзной выставке, вызвали большой интерес у общественности. В отдельных городах и республиках созданы клубы-студии молодых художников, которые объединяют окончивших специальные художественные вузы. Основная задача этих студий - способствовать художественному, идейному и политическому развитию членов студии путем организации консультаций, обсуждении, диспутов, лекций, творческих поездок. Все перечисленные формы работы с молодыми мастерами кисти должны быть подчинены одной задаче: не просто дать работу молодежи, а организовать творческую жизнь в молодежных коллективах, узнать, чем они живут, к чему стремятся. СЛОВО - УЧАСТНИКУ ВЫСТАВКИ БОРИСУ ШАТОХИНУ, ПОЛУЧИВШЕМУ ВТОРУЮ ПРЕМИЮ ЗА КАРТИНЫ «СОЛДАТ СТРАНЫ СОВЕТОВ» и «ПОЛЮШКО-ПОЛЕ».

- Мне 28 лет. Был в творческой поездке по Карпатам, три года жил на Кольском полуострове, где началась по-настоящему самостоятельная работа. Призыв в Советскую Армию изменил мои планы, круг тем. Содержание военных будней помогло мне определить свое конкретное отношение к военному человеку, к истории наших вооруженных сил. Располагая возможностью и условиями для творческой работы, любезно предоставленными мне командирами Григорием Петровичем Калачевским и Александром Кузьмичом Коноваловым (за что, пользуясь случаем, искренне их благодарю), я обратился к военным темам. Работы «Полюшко-поле» и «Солдат Страны Советов» рассматриваю как промежуточный результат своего пребывания в дружном, организованном строю нашей армии. Сейчас служба позади, но воспоминания рождают все новые и новые темы, так или иначе связанные с боевыми страницами истории Родины. Эти темы, вернее, события, которые станут сердцевиной будущих работ, настолько трагичны и мужественны, что формой их воплощения могут быть только священные боевые символы. Эти образы, эти формы тесно связаны с моими музыкальными впечатлениями. Можно ли представить себе характер русского воина, не вспомнив Ивана Сусанина, Руслана на мертвом поле, вечернего звона, песни атамана? Как это дорого и нужно для художника! Во мне музыка превращается в зрительные, цветовые образы. Песня «Полюшко-поле» и легла в основу работы, которая мною так и названа. Эта песня как бы олицетворяла нашу страну 30-х годов. И есть за этим стуком усталых копыт что-то героическое, есть победы, пересохшие губы бойцов и погибшие в сражениях красноармейцы. Сейчас я думаю над новыми темами, новыми аналогиями. Песня «Священная война», фильм «Баллада о солдате» волнуют меня и требуют от меня какой-то очень значительной работы. Тема в основном уже сложилась в конкретную композицию. Год - это не слишком много времени, но я хочу закончить работу к 50-летию ВЛКСМ.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленин идет к октябрю

16. «Горы выручили и...» (1904, июнь - декабрь)