В добрый час, друзья!

В И Светлов| опубликовано в номере №487, сентябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сентябрь. Начало учебного года, а для некоторых не только начало нового учебного года, но и новый, весьма серьёзный жизненный шаг. Я говорю о тех, кто вчера ещё был школьником, а нынче впервые переступает порог высшего учебного заведения. И переступает не как гость, не как случайный посетитель, но как деятельный участник, как студент.

Не сомневаюсь, что многие из тех, кто впервые входит в аудиторию своего института, испытывают при этом почти то же волнение, какое чувствует воин накануне первого сражения. Студентам, в самом деле, предстоит сражение, длительный, но прекрасный бой за овладение высотами науки, бой, успех которого зависит целиком от них самих. Залогом этого успеха должны послужить первые же дни учёбы.

Мне бы хотелось, чтобы уже в начале учебных занятий юноша или девушка, поступившие в вуз, серьёзно и глубоко подумали о том, какие обязанности налагает на них звание «советский студент», чтобы они отдали себе ясный отчёт в том, какие цели стоят перед советским студенчеством и кому они обязаны счастливым правом учиться.

Наша Советская страна — единственная страна в мире, где молодёжи предоставлены широчайшие возможности для образования, где ни на одной ступени образования, начиная от низшей и кончая самой высшей, не существует никаких ограничений и препятствий.

Как непохожа наша действительность на то, что было в дореволюционной России и что есть и поныне во всех капиталистических странах, в том числе и в странах с хвалёной буржуазной демократией! Известно, например, что в Соединённых штатах Америки каждый год 125 тысяч способных молодых людей, окончив среднюю школу, не имеют возможности продолжать своё образование в высшем учебном заведении, потому что у них нет для этого средств. Значительная часть молодёжи Америки не может поступить в вузы также из-за расовой и религиозной дискриминации. По данным официальной статистики, в - настоящее время в США миллион детей вообще не учится в школе, более двух миллионов детей посещает школу нерегулярно. Три миллиона взрослых американцев никогда не учились в школе, и целых 10 миллионов получили такое недостаточное образование, что фактически являются неграмотными.

Я уже не говорю о такой стране, как Китай, где гоминдановское правительство, затрачивающее огромные суммы на подавление народно-освободительного движения, на народное образование отпускает совершенно мизерные средства. Исключительно тяжелое положение китайского студенчества, как следствие реакционной политики гоминдана, послужило, между прочим, одной из причин серьёзных студенческих волнений в Китае.

Об этих и многих других фактах из жизни молодёжи в буржуазных странах небесполезно вспомнить нашим молодым людям, с детства окружённым заботой партии и правительства. Советская Родина, партия и лично товарищ Сталин сделали всё, чтобы открыть нашей молодёжи свободный доступ к вершинам культуры, науки. Остальное зависит от неё самой.

Выходящим из вуза новым специалистам предстоит строить и укреплять прекрас-

нейшую в мире страну. Они должны стать не просто знатоками избранного ими дела, но новаторами-преобразователями, людьми, двигающими советскую науку и технику вперёд, людьми, свободными от раболепия и низкопоклонства перед иностранной наукой, людьми, всеми силами стремящимися перегнать буржуазную науку и технику.

Что нужно для этого? Целеустремлённость, упорство и прежде всего глубокие. систематические знания. Такие знания не приобретаются рывками, авралами, в лихорадке предэкзаменационных ночей. Знания, полученные подобным способом, мгновенно улетучиваются. Прочный фундамент знаний закладывается планомерно, основательно, неторопливо. Без ежедневной напряжённой и систематической работы нет и но может быть настоящих, плодотворных знаний. В этом надо отдать себе отчёт с первой же лекции, ибо упущенного не воротишь.

Советская интеллигенция — мозг нашей страны. К ней с каждым годом предъявляются всё более и более серьёзные требования. Долг молодого человека, окончившего высшее учебное заведение, — стать не только специалистом, но разносторонне образованным, многогранным человеком Да и куда годится даже в области своей специальности человек, не имеющий широкого кругозора? Он не видит перспективы, мысли его коротки, нет у него орлиных крыльев. Какую бы профессию вы ни избрали, вы обязаны быть в курсе всей культурной жизни Советской страны, должны как можно больше читать, и не только специальную, но и художественную литературу, бывать в театре, в концертах. Распределение учебных часов и культурного досуга во многом зависит от нас самих. Если человек постоянно помнит о поставленной перед собой цели и отдаёт себе отчет в первостепенной важности общего своего развития, он сможет достичь и достигнет многого.

Вышедшему из стен вуза советскому специалисту придётся каждодневно решать сложные народнохозяйственные и культурные задачи, а это потребует от него уменья ориентироваться в обстановке, видеть перспективы нашего дальнейшего развития, хорошо понимать задачи, стоящие в данное время перед советским государством, и подчинять этим задачам каждый шаг своей практической деятельности.

Но чтобы сознательно выполнять свои государственные обязанности, советский студент должен быть воспитан в коммунистическом духе, он должен понимать политику государства, должен хорошо владеть наукой всех наук — марксистско-ленинским учением об обществе и законах его развития. Следовательно, первостепенной обязанностью советского студента является глубокое и прочное овладение основами марксистско-ленинской теории. Без основательного и осмысленного постижения этой науки нет и не может быть хорошего советского специалиста, и об этом должен постоянно помнить каждый студент.

Когда мы говорим об основных признаках коммунистически воспитанного человека, в том числе и советского студента, то имеем при этом в виду, что советский человек беззаветно любит свою социалистическую Родину, умеет ненавидеть врагов нашего социалистического отечества и всегда готов с оружием в руках защищать, его: он бодрый, храбрый, мужественный,.. волевой и организованный, не боится трудностей, никогда не падает духом, бережно относится к социалистической собственности, дружественно относится ко всем народам, населяющим Советский Союз. Коммунистически воспитанный человек сознательно, честно, не щадя сил, трудится на пользу советскому народу. беззаветно предан делу Ленина — Сталина. Он не может быть эгоистом, индивидуалистом, двурушником. Он не должен никогда кривить душой перед государством, перед партией, перед своими товарищами. Он обязан быть образцом трудовой и государственной дисциплины, хорошим знатоком своей специальности, никогда не успокаиваться на достигнутом, постоянно пополнять свои знания, в том числе знание марксистско-ленинской теории.

Советский студент обязан помнить и о том, что наука у нас тесно связана с жизнью, с практической деятельностью, с народом. Наш -учёный — не буквоед, наш специалист — организатор, притом организатор особого, большевистского типа, тесно связанный с народом, с массами, ведущий политическую работу среди них. И в стенах вуза студент ни в коем случае не должен отрываться от жизни. Он непременный деятельный участник всех больших событий, совершающихся в нашей страна И прежде всего он хороший товарищ. Юноша или девушка, думающие лишь о том, чтобы самим накопить побольше знаний, но заботясь об окружающих, похожи на пушкинского скупца, тайно любующегося своими богатствами. Помощь товарищу — непременный долг советского студента. Только помощь эту надо правильно понимать. Нужно вести борьбу с ложным пониманием чувства товарищества или дружбы, когда один студент готовит другому чертёж, дипломный проект, даёт товарищу описать свою работу. Такая «дружба», такая «товарищеская помощь» приносят прямой вред и тому. кто так «помогает», и тому, кто эту «помощь» принимает. Делая работу за товарища, мы совершаем вдвойне бесчестный поступок — и в отношении тех, кого обманываем, и в отношении того, кому мы, с позволения сказать, «помогаем».

Хороший товарищ не тот, кто прикрывает леность и нерадивость другого, а тот, кто вовремя посоветует, что делать, объяснит непонятное, поддержит у человека веру в себя. При таком отношении друг к другу сложится настоящий жизнеспособный, творческий коллектив. А роль такого коллектива в вузе ещё важнее, чем в школе. Ведь там, друзья мои, вы были детьми, под постоянным контролем воспитателей, теперь же вы самостоятельные, взрослые люди, вы должны коммунистически воспитывать друг друга, влиять друг на друга.

В добрый час, друзья! Перед вами широкий, освещенный солнцем путь. Я не сомневаюсь, что вы с честью пройдёте по нему, не потеряв даром ни одной драгоценной минуты, и каждый из вас станет достойным представителем того молодого поколения, которому, как сказал тов. Жданов, «предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского общества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены