Утро республики

Юрий Гвоздев| опубликовано в номере №1127, май 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Вон на том склоне, - показал мне Али Ан - тар, командующий вооруженными силами, - я еще мальчишкой пас коз и овец, а во время ночных холодов залезал на четвереньках в «шалаш» из камней. «Поле» же у нашей многочисленной семьи было настолько крошечное, что его почти не видно из - за каменной ограды, которой каждый феллах обозначает свой клочок земли. Как правило, это менее 1/4 феддана. А воду у нас на поля приходится носить женщинам издалека, в жестяных жбанах на голове.

«Трудовой стаж» Али Антара начался чуть ли не в шесть лет. В поисках заработков он вынужден был уехать на чужбину, работал грузчиком и чернорабочим в Кувейте. И именно там встретился впервые с патриотами, борцами за национальное и социальное освобождение Арабского Востока. Уже с самых первых дней восстания Али Антар с винтовкой в руках сражался против англичан и их наймитов. Мужество, преданность интересам народа, ум, прекрасное знание родных мест позволили ему стать одним из партизанских вожаков.

На дороге из Далы в Шаиб чернеют руины деревни. Ее сожгли колонизаторы. Сожгли в отместку за то, что рядом в партизанской засаде было убито тридцать английских солдат.

- Здесь, на этом повороте дороги, они застрелили моего дядю, - говорит Али Антар и затем добавляет: - Он был почти мальчишкой.

Все еще свежо в памяти людей... Англичане развернули настоящую войну против патриотов. Они включили в «зону операций» 160 деревень, сконцентрировали здесь 10 тысяч солдат, не считая наемников. С полевого аэродрома действовала авиация, в каменную сердцевину гор тянулись «стратегические дороги». И все же они не сумели одолеть повстанцев, сражающихся за свободу родины.

Всего лишь несколько лет назад местные феодалы - эмир и шейхи - рассматривали феллахов как рабов. Эмир Далы, например, узнав, что один из голодных конюхов пытался отведать пойло его любимого скакуна, распорядился привязать несчастного к скале и подложить под нее динамит. «Если я не прав, то Аллах сохранит тебе жизнь...» - сказал он с издевкой. Лишь дважды в год, по большим мусульманским - праздникам, ели феллахи мясо, некоторые за всю свою жизнь так и не узнали вкус молока. Большинство никогда не видели электрической лампочки.

Сейчас на смену феодальным канонам шариата и произволу феодалов пришли законы революции. Теперь над белокаменным дворцом - «касром»

бившего эмира в Дале - гордо реет флаг республики, где на голубом поле треугольника возле древка горит красная звезда - символ революции, Национального фронта. Здесь открылась новая школа.

Хотелось бы вспомнить об интересном начинании народной власти. При военном лагере 22 - й бригады Салах Муслех, будучи еще ее командиром, основал школу имени Красной звезды. В ней учатся сейчас 600 рабочих из окрестных сел и деревень, расположенных южнее гор Радфана: революция воспитывает себе достойную смену...

А где - то за горными хребтами контрреволюционеры еще распинают феллахов, четвертуют их за одно только имя «Ленин». Люди еще ходят босыми по каменистым тропам, еще так близко, так рядом дремучее невежество средневековья. Я видел суровые лица горцев, стоявших густыми толпами вокруг деревенской площади. У многих из них, но древней традиции, было оружие - винтовки и кривые кинжалы «джамбин». Еще совсем недавно они были средством сведения вековых счетов, кровной мести, междоусобиц. Ныне феллахи знают, против кого надо применять оружие.

В деревне Хазраки перед крестьянами выступил Сальмин. Он призывал их к бдительности, объяснял, что реакция и империализм не сложили оружия.

Осенью 1972 года наймиты империализма и реакции, свергнутые эмиры и шейхи, враги прогресса и свободы обрушились на район севернее Далы. Тысячные отряды, поддержанные артиллерией и авиацией, вторглись туда, где еще совсем недавно побывал, я вместе с руководителями страны. Они выступали, спекулируя на религии, за строгое соблюдение шариата. Они объявили «шайтанами» и «безбожниками» лидеров Национального фронта. Но расчеты на старое провалились. Их встретили не только бойцы вооруженных сил республики, во и отряды народной милиции - феллахи с винтовками в руках преградили им дорогу к Адену. Враг был разгромлен и выброшен за пределы страны.

Наши йеменские друзья боролись за свою независимость. Среди них были и молодые люди, познакомившиеся с трудами Маркса и Ленина в годы учебы в средней школе, в университетах, в период странствий на чужбине. Революционная молодежь и опыт борьбы подсказали им единственно правильный путь к светлому будущему Йемена, к социальному освобождению - путь к социализму. И избрали они не какой - то «особый» социализм, а научный, основанный на марксистско - ленинской идеологии.

«Призыв Ленина к борьбе был услышан повсюду, - писала недавно газета йеменских профсоюзов «Саут уммаль» («Голос рабочего»). - Он звал трудящихся и угнетенных на борьбу против империалистов и эксплуататоров. Великая Октябрьская революция открыла новую эру на нашей планете, и эта революция неразрывно связана с именем Ленина, ее вождем».

Значительную роль в распространении идеологии марксизма - ленинизма сыграла организация йеменской демократической молодежи имени Ас - Салафи, куда вошли представители прогрессивной интеллигенции, учащихся, рабочих.

В 1973 году по инициативе Национального фронта состоялся учредительный съезд молодежи Демократического союза Йемена. В этот союз могут вступить все юноши и девушки, которым близки и дороги революционные идеалы. И вновь примечательный факт - первая первичная организация Союза была создана в госхозе имени В. И. Ленина, в плодородной «дельте Абиана», в 3 - й провинции.

Уходят в прошлое те времена, когда молодые люди вынуждены были на долгие годы или навсегда покидать родные края в поисках лучшей доли. Они остаются дома, у них здесь достаточно работы - они строят новое общество. И совсем по - другому чувствуют себя девушки, оканчивающие сейчас среднюю школу или возвращающиеся в НДРЙ после обучения в высших учебных заведениях в социалистических и братских арабских странах. Это уже не прежние рабыни - еще школьницы, но уже с черной вуалью на лице, а после и вовсе облаченные с головы до ног в мрачную чадру. Они идут с открытыми лицами навстречу новой жизни.

Еще недавно, при колонизаторах, в девушку бросали камнями, если видели, что она собралась в кино. До сих пор в центре 5 - й провинции Мукалле устраиваются отдельные киносеансы - для женщин и для мужчин.

В 1969 году я побывал в йеменской глубинке - в деревне Гассам, расположенной в древней вади Хадрамаут. И там в одном из фамильных домов - замков я встретил 6 - летнюю девочку Ахлам, по - русски «Мечта». У девочки были живые, умные глаза, и она тут же пыталась затеять со мной разговор. Но, увы, мой словарный запас был слишком скуден. Все же я сказал ей:

- А потом, Ахлам, когда станешь большой, ты пойдешь в школу...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены