Уроки на завтра

Владимир Резчиков| опубликовано в номере №1392, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Фильм «Лидер» - размышления зрителя

Я не киноман. Напряженный ритм работы, дефицит свободного времени — и вот уже пропущен вышедший на экран детектив, зарубежный фильм и даже кинокомедия. Но «Лидера» (студия имени М. Горького) посмотрел, едва лента появилась на экране. Спасибо «Спутнику кинозрителя» за хорошую рекламу.

Я, естественно, не кинокритик и свою цель определил так: размышления зрителя.

Прошло уже немало времени, а я все еще думаю о фильме, вновь и вновь переживаю его события.

Ставлю себя на место героев-школьников... Сначала не мог объяснить себе, почему, — вроде бы человеку уже за пятьдесят, а его волнуют проблемы школы, учеников, учителей.

А потом понял: все мы независимо от профессии и возраста всего-навсего повзрослевшие ученики, и у всех у нас кто-нибудь учится — братья, дети, внуки... Так? Так. И мне бывает обидно, когда иной учитель высказывает недоумение: вот, мол, все в педагогике разбираются. Я считаю: должны разбираться. А как же иначе?

Мое детство, конечно же, было совсем другим, чем у героев «Лидера». Война началась, когда я учился в третьем классе. В четвертом узнал, что пропал без вести отец, в пятом я просто не учился: пришлось идти работать. Но даже война не лишила нас детства. Оно было голодное, холодное, но помню и наши радости: бублик, что выдавали в школе, хорошая отметка, радующая мать, успехи в спорте. И самая главная радость — голос Левитана из черной радиотарелки: «Наши войска освободили город...» Все-таки свое детство обделенным не назову. Были у нас свои лидеры? Были. Помню бесспорного лидера нашего класса Женю Богачева. Он был отличником. Но не из категории тех, кто хочет любой ценой получить заветную пятерку. Отнюдь. Женя работал, считая, что в школе надо трудиться и получать то, что она может дать, иначе для чего же сюда ежедневно ходить? И получал за свою работу (да, работу!) высшую награду. Учительница говорила: «Женя Богачев сможет стать великолепным артиллеристом — в этой профессии математика прежде всего». И мы старались подражать ему. Во время войны не мог стать лидером школы или класса двоечник, пижон, болтун...

Примериваю сегодняшнего киногероя Бориса Шестакова к моим сверстникам. Смог бы он стать нашим лидером? Пожалуй! Ведь тогда мы больше всего ценили убежденность, трудолюбие, веру в собственное предназначение. В примерах недостатка не испытывали: Зоя Космодемьянская, Виктор Талалихин, Александр Матросов... Личность! Вот что было самым ценным. А Борис Шестаков — личность.

Опять из детства. В четырнадцать я стал бригадиром жестянщиков, в пятнадцать получил первую в жизни награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Мой сверстник Василий Гусев, токарь «Танкограда» в Челябинске, стал в сорок пятом кавалером ордена Ленина. Не было в военное время скидок на возраст. Как не делает их для себя Боря Шестаков в сегодняшние дни. Этим близок и дорог мне Шестаков, герой фильма «Лидер». Он нашел себя, свое место в жизни, призвание. Борис счастлив. У него и о счастье собственное представление. Вот в чем притягательная сила таких людей.

Кто-то может задать вопрос: а нужны ли лидеры? Разве нельзя без них? Нужны! Нельзя! Жизнь требует, чтобы у человека были стержень, цель. И если рядом с тобой идет по жизни настоящий человек, то уже нельзя жить по-обывательски — «от сих до сих».

У меня цель определилась с детства. Я знал, что буду машинистом. Как отец. И все делал для достижения мечты. В сорок пятом, работая бригадиром, пошел в вечернюю школу: без семилетки на курсы машинистов не принимали. Я просиживал над учебниками ночи.

Свежи в памяти школьные годы моих сыновей. Они оба окончили восьмилетку — все у них было примерно одинаково, — учились прилично. Потом ребята поступили в техникумы. Один стал отличником, другой перебивался с тройки на тройку. Хотя оба были способные ребята. Но, оказывается, у одного в группе прилично учиться считалось делом чуть ли не постыдным, у другого, наоборот: авторитет возрастал с уровнем успеваемости. И устанавливали, естественно, это не педагоги, а лидеры. Настоящие и те, которые свое нежелание трудиться компенсировали этакой молодецкой бравадой. Но лидер есть лидер, будь он положительный или отрицательный. Он гораздо серьезнее влияет на людей, чем иногда нам кажется.

Может быть, самое интересное в фильме — это необычный характер юного героя. Поначалу он попросту озадачивает окружающих. Вот, быстро разделавшись с контрольной по математике, Борис раскладывает на парте совершенно другие книги и углубляется в свои занятия. Объяснение с изумленной учительницей завершается репликой героя: «Ничего, вы мне не мешаете». А до этого он еще скажет, что математика его не интересует, он занимается ею только для того, чтобы получать пятерки. Что это — вопиющая бесцеремонность?.. Не разъяснив этого, авторы показывают новую, не менее острую ситуацию. На занятиях по физкультуре Борис легко выигрывает забег, опередив признанного лидера класса Олега Хохлова. Физрук предлагает Борису выступить в кроссе и получает категорические отказы: «нет», «занят», «в воскресенье не смогу». Согласитесь, такое не часто увидишь и услышишь в школе.

Вскоре мы узнаем и поймем причину столь странного поведения Бориса Шестакова. Перед нами раскроется совершенно незаурядная личность. Оказывается, он поглощен расшифровкой письменности древней и давно исчезнувшей цивилизации, некогда существовавшей в Центральной Америке. Этому он отдает все свое время и силы, для этого изучил четыре языка, занимается историей, археологией... Не правда ли, необычный школьник? Но ведь в обыкновенных школах рядом с нами, за теми же партами вырастают и писатели, и музыканты, и чемпионы мира, и ученые, и космонавты. Меня лично привлекает в «Лидере» не уникальность увлечения и одаренности героя, а его чрезвычайная целеустремленность, собранность, сосредоточенность на главном в жизни. Этим и объясняются многие «странности» характера Бориса. Что ж, необычность поведения, поступков, слов, нарушение героем неких неписаных «правил» общежития — в данном случае школьных — далеко не каждому понравится. Но ведь не этим «нравится не нравится» определяются польза и правота. Новое, как мы знаем, не всегда и не всем приходится по вкусу. Но от этого оно не становится хуже. И не слабеет потребность в нем. А ведь, безусловно, с «новичком» Борисом Шестаковым в школьный 9 «Б» приходит нечто новое.

Если задуматься о цене времени, если со всей ответственностью представить себе, что школьный возраст — это не просто счастливая, беспечная, отроческая пора, но единственный раз в жизни и на целую жизнь данная нам возможность определиться, понять и познать себя, сформулировать свою личность, то вот об этом, по самому главному счету, фильм «Лидер»! На этом заострена судьба его героя. И чтобы подчеркнуть именно эту мысль и эту уникальную ценность школьных лет, авторы наделили героя фильма Бориса столь необычной, яркой и романтичной увлеченностью. Но ведь дело, избранное тобой, может быть и совершенно иным, пусть даже более прозаичным. Важно твое отношение, твоя способность отдать силы достижению цели.

...Я вспоминаю прекрасный фильм «Доживем до понедельника», вызвавший в свои годы огромный резонанс в зрительской аудитории, открывший, как я думаю, новое направление в нашем кинематографе для юношества. Не просто «школьная тематика». В «Доживем до понедельника» были подняты поистине жгучие вопросы нравственности и гражданственного воспитания. Там, кстати, был тоже 9-й класс, только не «Б», а «В». Там, если вы помните, ребята писали сочинение на вольную тему «Моё представление о счастье».

Один из учеников написал одну-единственную фразу: «Счастье — это когда тебя понимают». А потом, после того, как учительница литературы «разобрала» и жестоко высмеяла сочинение девочки, написавшей, что счастье — это встретить хорошего человека, который любил бы детей, и родить, Генка (так звали паренька) похитил сочинения и сжег их, совершив тяжкий проступок и первый мужественный и человечный поступок.

Иные проблемы выносят на наш суд авторы картины «Лидер» (сценарист Даль Орлов, режиссер Борис Дуров). Да и девятый «Б» уже не тот, чувствуется дистанция в пятнадцать лет. Другое поколение сидит сегодня за школьными партами. Другая забота и тревога подвигают авторов на нынешний «школьный рассказ». Но я убежден, что и для сегодняшних ребят, и для героев фильма «Лидер» столь же существенна мысль: «Счастье — это когда тебя понимают».

Теперь другой, не менее важный вопрос. Понимают и принимают ли одноклассники Бориса Шестакова? И во всем ли он прав? Мне вспоминается еще один эпизод из фильма «Доживем до понедельника». Скромную учительницу первоклашек учитель Мельников, замечательно сыгранный Вячеславом Тихоновым, сурово корит за элементарную неграмотность (учительница говорит: «Не ложьте зеркало в парту»). И нам становится жаль «учителку» и совестно за героя. Почему он сам стыдится своего поступка?.. Можно быть неграмотным учителем? Нет. Но нельзя быть жестоким человеком.

Здесь важная грань конфликтной ситуации, которую я почувствовал и в «Лидере». Да, герой прав и в своей одержимости идеей, и в своем подвижничестве: жизнь действительно расписана по минутам. И беспощадно он отбрасывает от себя все, что не ведет к главному, к цели. Но в претворении в жизнь абсолютно благородного замысла он не замечает окружающих его людей, унижает и обижает их. В классе. Дома. Разве можно назвать нормальной обстановку, в которую он буквально вверг свою семью, самых близких людей? Сестра, которая боится, чтобы не дай бог пикнул годовалый ребенок. Мать, буквально трепещущая и, что горько, унижающаяся перед неординарностью сына. А расшифровывание языка тольмеков в ванной, во время отнюдь не пустячного семейного торжества? Нет, авторы не любуются в это время своим героем. Они жалеют его, сочувствуют его юности, максимализму, но твердо ведут его к додумыванию, допониманию того, что и станет в конце концов главным, собирательным смыслом картины: надо обгонять время, но оставаться с людьми. Среди людей.

Юный герой фильма приходит к этому. В финальной сцене «новичок», уникум, максималист, становится в ряды участников кросса. По-иному быть и не могло. Чувство коллективизма взяло верх, это правда нашей жизни. К тому же умный человек, глубоко чувствующий историю, жизнь, пусть древних людей, не может остаться равнодушным к своим современникам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Когда молодость знает

Подготовка к XXVII съезду партии — это время большой, напряженной работы

Анне Вески: «…И объединит нас песня»

Международный фестиваль в Сопоте

Великое трио

К 300-летию со дня рождения Баха, Генделя, Скарлатти