Урок физкультуры

Вадим Лейбовский| опубликовано в номере №1346, июнь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Ну, товарищи, если родители стали жаловаться на то, что приходится нанимать репетиторов по физкультуре, то, слава богу, лед, кажется, тронулся.

Все же репетиторство по физкультуре было редкостью, в основном ребята справлялись сами, лишь иногда с помощью родителей.

Помню скромного, старательного мальчика Сережу Макаревича. В очках со стеклами толщиной с учебник математики. И вот приходит к учителю папа Сережи, профессор:

– Я к вам на консультацию, Михаил Михайлович. Дело в том, что у сына никак не получается выполнение маха в прыжках в высоту. Он так старается, что вчера два раза налетал на шкаф, разбил даже вазу. Ну, да я не о вазе – о технике. Помогите, пожалуйста, разобраться...

А вот что рассказывает М.В.Антропова:

– Во второй школе мы работали два месяца. И, в частности, установили, что иммунная реактивность, мышечная работоспособность, сопротивляемость утомлению, восстановление после физических нагрузок умственной работоспособности – все эти показатели у учащихся данной школы заметно выше, чем у других. Мы считаем, что огромной заслугой Богена явилась организация системы домашних заданий. Причем он сумел так поставить дело, что невыполнение их просто исключалось.

Что же касается оговоренных Михаилом Михайловичем в «контракте» с директором переэкзаменовок и конфликтов с родителями, то и они, конечно, были. И хотя позже их количество заметно поубавилось, но совсем они не исчезли, что в конце концов и предопределило невеселый финал нашей истории, к чему я вскоре и перейду.

– Зачем моему сыну правильно отводить плечи назад, высоко поднимать бедро или своевременно включать нужные группы мышц? – возражали домашние воспитатели школьному. – Мальчику нужна полноценная циркуляция в сосудах головного мозга, а не в камбаловидной мышце.

– Нужно, поймите, нужно высоко поднимать бедро, – убеждал учитель. – Жизнь человека многопланова, требует множества навыков. Человек, умеющий управлять своим телом, всегда ЖИЗНЕСПОСОБНЕЕ. И неизбежно крепче физически. Тогда он будет лучше исполнять и главное дело своей жизни. Мы же с вами обязаны растить полноценных членов нашего общества. И полноценных защитников своей Родины.

С некоторых пор все же физкультурные дела в математической школе резко пошли на убыль. Азарта и отваги у учителя, конечно, не поубавилось, просто у отдельных весьма влиятельных родителей так и осталась своя точка зрения на физкультуру в школе. Они-то и сказали учителю: «Видимо, вам для своих экспериментов придется подыскать другую базу, во всяком случае, не математическую».

Когда же стало известно, что девять человек из одного выпуска математической школы подали заявления в институт физкультуры (такова – увы, для математиков! – была сила личного обаяния учителя), не выдержал директор школы Овчинников: «Я предлагаю вам остаться, но работать так, как все».

Но учитель ушел.

Спасибо, конечно, Овчинникову. Он держал осаду, сколько мог. И нельзя осуждать его за то, что математическое дело было для Владимира Федоровича дороже. Видимо, он решил, что время для осуществления идей учителя физкультуры еще не настало...

С тех пор прошло много лет. Михаил Михайлович, доцент кафедры теории и методики физвоспитания Центрального института физкультуры, работает над докторской диссертацией. В ней он дает обоснование теории обучения двигательным действиям, той же технике с принципиально новых позиций, в основе которых – современные достижения советской педагогики и психологии. Его работа должна позволить любому человеку осваивать даже самые сложные технические движения быстро и безошибочно.

На факультете усовершенствования тренерских кадров он читает курс основ спортивной педагогики. Занимается и со студентами старших курсов, ведет у них педагогическую практику в школе.

Как я уже говорил, принципы его педагогической работы основаны на понимании максимальных физических возможностей человека. Он максималист и в своем нравственном отношении к делу. Да, так работать трудно. «И зачем? – возражали и возражают ему. – Этого же никто не требует...»

Сама же школьная программа по физкультуре изменилась существенно. Но как? Нормативные требования по физической подготовке, а значит, и требования к физическому развитию детей снизились. И это в наш-то век акселерации!

– На успеваемость ученика по физкультуре, – говорит учитель-доцент, – как это следует из нынешней программы, не должны влиять состояние его здоровья и уровень его физического развития. И получается, что учитель уже не может, не должен сформировать физический статус человека. Если один, скажем, настолько толст, что не может от земли оттолкнуться или подняться по канату, а другой не способен сделать то же самое потому, что хрупок и слаб, то учитель – смирись?

– Но, Михаил Михайлович, – возражаю я ему, – есть же ведь болезненные нарушения.

– Для больных в школах действуют специальные группы. Я – о здоровых, но запущенных. Мы же должны бороться за каждого. А нынешняя программа не поощряет учителя в такой борьбе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены