Умельцы

Николай Рощин| опубликовано в номере №583, Сентябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из окон большого четырёхэтажного здания широко открывается пейзаж Подмосковья: голубые дали, озёра, холмы. Прямо перед взором раскинулся город. Деревянный, узорчатый, резной, он кажется сказочным. Сложный и богатый орнамент его крылечек, башенок, слуховых окошек очаровывает зрителя.

Загорск - исстари прославленный центр русского резного искусства.

В этом четырёхэтажном здании расположилось загорское ремесленное училище № 22. Оно готовит специалистов-техников и мастеров прикладного искусства. Сейчас здесь три «факультета» - столяров - краснодеревцев, лепщиков-модельщиков и «альфрейных» (фресковых) живописцев. Выпускники школы - белокаменщики, мастера многовекового русского искусства - работали в Московском кремле и работают по всему Союзу, применяя своё ценное умение в восстановлении памятников старины.

В кабинете директора школы выставлены лучшие образцы ученических работ.

Резчики, столяры-краснодеревцы проходят сейчас производственную практику на одной из фабрик высококачественной художественной мебели.

...«Гризайль» - роспись под лепку. Дорожка так превосходно выполнена, что зрителя невольно тянет убедиться наощупь, что здесь плоскость, а не объём. Чередующиеся рог изобилия и белый голубь заканчиваются стройной фигуркой пионера-горниста. Четыре аллегорических картины-медальона расположены по географическим координатам. На верхнем в лиловато-голубой дымке величественно поднимается шпиль Петропавловской крепости. На правом, в виду снежных вершин, стоит группа всадников-пограничников. Нижний показывает санаторий «Мечта» в Крыму, и левый - сцены жатвы на солнечных полях Западной Украины. Этот замечательный плафон выполнен в порядке производственной практики группой учеников - живописцев-альфрейщиков. Ими же украшен большой клуб училища, оконные витражи. Здесь же, в клубе, группа девушек лепщиц-модельщиц превосходно выполнила лепные работы: государственный герб, лиру, барельефные портреты Ленина и Сталина, сложные розетки плафона.

... Запах масляной краски, скипидара, лака; мольберты, подрамники. Группа учеников за работой. У стены стоит большая копия картины «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». Эта коллективная работа не мёртвое повторение образов оригинала. Холст живёт теми же красками, что и подлинник, но как-то по-новому освещены умные смеющиеся лица сечевиков. Рядом с «Запорожцами» высится огромный загрунтованный холст. Это тоже копия картины «Выступление В. И. Ленина на III съезде Комсомола». Контуры комсомольцев в большинстве ещё только намечены, но уже во всей своей силе и страстности встаёт центральная фигура композиции - фигура великого вождя.

И здесь, как в «Запорожцах», воздух, свет, яркие краски, жизнерадостность.

Перерыв. Сергей Герасимович Митин, мастер группы и преподаватель теоретических дисциплин, - рослый приветливый человек в белом кителе - знакомит меня с некоторыми из своих учеников.

Вот Коля Володин, бывший воспитанник детского дома. В этом невысоком широкоплечем юноше со строгим, несколько замкнутым лицом и ясными, спокойными глазами чувствуется воля, уверенность и отчётливое сознание жизненной цели. По окончании училища он собирается поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище.

Участник школьного оркестра, румянощёкий рослый блондин, девятнадцатилетний отличник Алёша Колесников приехал в училище из рязанского колхоза. Рисовать было его страстью с детства. «Как только на ноги поднялся с четверенек, так и начал пачкать стены углем и мелом», - смеётся он.

Ровесник Алёши Борис Крылов, сын рабочего, как говорят о нём, «и во сне не расстаётся с палитрой». Он уже участвовал в выставке Центрального дома работников искусств в Москве и сейчас готовит пять работ на Всесоюзную выставку Министерства трудовых резервов. А вот самый младший из этой группы, широкоплечий, крепкий, подтянутый Володя Кириллов, тоже отличник, мечтает о другом: скорее окончить школу, а потом... «Потом, - он даже зажмуривается от восторга, - потом на стройки коммунизма, в Куйбышев, Сталинград, на Дон, в Крым. Там возникнут новые великолепные города, там нужны и такие, как мы. Доучиваться будем за работой...»

В свободное время учащиеся отправляются с этюдниками в живописнейшие уголки Подмосковья, занимаются в библиотеке, принимают участие в художественной самодеятельности. Особой популярностью пользуются оркестры народных инструментов и духовой. В училище есть кружки: хоровой, драматический, хореографический, атлетический и другие. Часто на спортивных площадках можно видеть игру в футбол, волейбол, соревнования в беге.

Училище держит переходящее знамя горисполкома за лучшую постановку физкультурной работы. Четверо учеников школы участвовали во Всесоюзном соревновании по лёгкой атлетике в Ленинграде и вернулись, награждённые дипломами. В кабинете директора за витриной шкафа поблескивает красивая ваза - приз за первое место училища в прошлогодней областной спартакиаде по лёгкой атлетике - и четыре вазы поменьше - призы Загорска...

Кипит работа на огромной территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Многие павильоны уже отделаны. То тут, то там между постройками протянулись густые липовые аллеи, ярко зеленеют газоны.

На одном из центральных участков работают учащиеся третьего художественного отделения Загорского училища - лепщики-модельщики. Это исключительно девушки. Они заканчивают декоративную отделку павильона.

... Серо-свинцовая тугая масса глины покорна сильным и ловким пальцам. Всё отчётливее вырисовывается барельефный узор капители - гроздья винограда, листья, орнамент... Зоя Петрова отходит от модели, склоняет голову, прищуривает глаз. Она недовольна, возвращается, сток уверенно входит в тело глины, срезает верхушку листа, выправляет завиток. Тепло и солнечно, и мастерская расположилась прямо на открытом воздухе, под навесом. Соседка Зои Настя Мандрикова работает тоже над лепкой капители. Стройная, гибкая, маленькая, она стоит на подставке-ящике. Её зовут «молчальницей». Её тонкое с нежным девичьим румянцем лицо серьёзно, сосредоточенно.

Капитель на глазах обогащается, расцветает. За лепкой придёт формовка частей капители, потом отливка модели и отделка, дальше монтаж по проекту и наконец установка на месте.

На установке кессонных розеток работают Аня Буланова и Валя Родионова. Они «примораживают» к поверхности плафона декоративное его убранство - розетки и «порезки» карниза, ионики, бусы, акантовый лист. Дальше Лена Михаленко под руководством мастера Ф. Ф. Ляха устанавливает розетки плафона по проекту. У девушек озабоченность в лицах и горящие глаза: ведь их работа хоть и есть выполнение всего лишь школьной задачи, но это уже настоящая работа. Она останется здесь надолго, на неё будут смотреть сотни тысяч и миллионы человеческих глаз...

Работа заканчивается. В ожидании машины девушки рассаживаются на зелёной лужайке у павильона. Три давних подружки сидят рядом: обладательница спортивных наград, комсорг группы Аня Буланова, подвижная, ловкая Аня Хрындикова и статная, с красивым, выразительным лицом Тамара Хохлова. Они землячки, из Карманова, Смоленской области, в школе сидели на одной парте. И вот когда они окончили семилетку, в колхоз приехал на каникулы юноша-односельчанин, за год до того поступивший в Загорское ремесленное училище. Его восторженные рассказы о школе, об учёбе, о будущем мастеров старого русского искусства решили судьбу девушек. Так они прибыли в Загорск... Рядом с ними сидит Лена Михаленко, которую только что видел я на лесах. Она не только хороший скульптор, но и одарённый музыкант.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменательной встрече Марлен Дитрих с Константином Пустовским, о жизни Сергея Ивановича Ожегова и создании его «Словаря русского языка»,  воспоминания очевидца и участника ликвидации последствий чудовищной Чернобыльской катастрофы,  о жизни и творчестве незабываемой  Рины Зеленой, о легендарной королеве Марго, окончание нового детектива Анны и Сергея Литвиновых «Мама против» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Брдзола»

К 50-летию газеты «Брдзола»)