Улитка на склоне

  • В закладки
  • Вставить в блог

 

Продолжение. Начало в №№  11-1З.

   «Карл,- бормотал он, шатаясь,- Карл, вернись ! ..... " Он повторил эти слова несколько раз, а потом в отчаянии громко выкрикнул никто его не услышал, потому что в то же мгновение раздался гораздо более громкий крик, жалкий и дикий, откровенный плач боли, так, что зазвенело в ушах, так, что слезы навернулись на глаза, и почему-то он сразу понял, что кричат именно в этом длинном строении, может быть, потому, что больше кричать было негде. «Где Нава? - закричал он ....- Девочка моя, где ты?" Он понял, что сейчас потеряет ее, что настала эта минута, что сейчас потеряет все близкое ему, все, что привязывает его к жизни, и он останется один. Он повернулся, чтобы броситься обратно в дом, и ув идел Наву, которая, откинув голову, медленно падала навзничь, и он подхватил ее И поднял, не понимая, что с ней происходит, и ощущая страшное желание узнать, что же с ней происходит .... Голова 'ее была откинута, и ее открытое горло было перед его глазами, то место, где у всех людей ямочка между ключицами, а у Навы было две таких ямочки, и он больше никогда их не увидит. Ведь плач не прекратился, и он понимал, что ему нужно туда, где кричат. Он-то знал, что это настоящий подвиг, ведь он сам отнесет ее туда, но он знал также, что для них это никакой не подвиг, а совершенно естественная, нормальная процедура, потому что они не понимали, что это значит - держать на руках дочь, теплую и единственную, и самому нести ее туда, где плачут ....

Крик оборвался. Кандид увидел, что стоит уже перед самым строением среди этих людей, перед квадратной черной дверью, и он попытался понять, что он здесь делает с Навой на руках, но не успел, потому что из черной квадратной двери вышли две женщины и с ними Карл, все трое нахмуренные и недовольные, и остановились, разговаривая .... Он видел, как шевелятся их губы, и догадывался, что они спорят, что они раздражены, но он не понимал слов, только раз он уловил полузнакомое слово «хиазма". Потом одна из женщин, не прекращая разговора, повернулась к толпе и сделала жест, словно приглашая всех войти в строение .... Кандид сказал : «Сейчас, сейчас ...... " - и еще крепче прижал к себе Наву .... Снова раздался громкий плач, все вокруг зашевелились, жирные люди стали обнимать друг друга, прижиматься друг к другу, гладить и ласкать друг друга, глаза их были сухи и губы плотно сжаты, но это они плакали и кричали, прощаясь, потому что, оказывается, это были мужчины и женщины, и мужчины прощались с женщинами навсегда .... Никто не решался пойти первым, и тогда первым пошел Кандид, потому что он был мужественный человек, потому что он знал, что такое «надо», потому что он знал, что все равно ничто не поможет .... Но Карл взглянул на него и едва заметно мотнул головой в сторону, и ему стало невыносимо жутко, потому что это был все-таки не Карл, но он понял и попятился, толкая спиной мягкое и скользкое .... И когда Карл снова мотнул головой, он повернулся, вскинул Наву на плечо и по пустой освещенной улице, как во сне, побежал на мягких, подгибающихся ногах, только не слыша за собой топота преследователей.

 Он опомнился, ударившись о дерево .... Нава вскрикнула, он опустил ее на землю. Под ногами была трава. Отсюда была видна вся деревня. Над деревней лиловым светящимся конусом стоял туман, и дома казались размытыми, и размытыми казались фигурки людей.

- Что-то я ничего не помню,- проговорила Нава ....- Почему это мы здесь? Мы ведь уже спать легли .... Или это мне все снится?

Кандид поднял ее и понес дальше, дальше, дальше, продираясь сквозь кусты, путаясь в траве, пока вокруг не стало совсем темно. Тогда он прошел еще немного, снова опустил Наву на землю и сел рядом .... Вокруг была высокая теплая трава, сырости совсем не чувствовалось, никогда еще в лесу Кандиду не попадалось такое сухое благодатное место .... Голова у него болела, и все время клонило в сон, не хотелось ни о чем думать, было только чувство огромного облегчения ОТТОГО, ЧТО он собирался сделать что-то ужасное и не сделал ....

- Молчун,- сказала Нава сонным голосом, - ты знаешь, Молчун, я все-таки вспомнила, где я слышала раньше такую речь. Это ты сам так говорил, Молчун, когда еще был без памяти. Слушай, Молчун, а может быть, ты из этой деревни родом? Ты ведь очень больной был тогда, Молчун, совсем без памяти ......

- Спи,- сказал Кандид. Ему не хотелось думать. Ни о чем не хотелось думать .... Хиазма, вспомнил он .... И сразу заснул. Не совсем сразу. Он еще вспомнил, что это не Карл пропал без вести ; без вести пропал Валентин, и отдавали в приказе Валентина, а Карл .... погиб в лесу, и тело его, найденное случайно, положили в свинцовый гроб и отправили на материк .... Но он подумал, что это ему снится.

Когда он открыл глаза, Нава еще спала. Она лежала на животе в углублении между двумя корнями, уткнувшись лицом в сгиб левой руки, а правую откинув в сторону, и Кандид увидел в ее грязном полураскрытом кулаке тонкий блестящий предмет. Сначала он не понял, что это такое, и только вдруг вспомнил странный полусон этой ночи и свой страх, и свое облегчение оттого, что не произошло чего-то ужасного. А потом до него дошло, что это за предмет, и даже название его неожиданно всплыло в памяти .... Это был скальпель .... Он подождал немного, проверяя соответствие формы предмета звучанию этого слова, сознавая вторым планом, что проверять здесь нечего, что все правильно, но совершенно невозможно, потому что скальпель со своей формой и своим названием чудовищно не соответствовал этому миру .... Он разбудил Наву ....

Нава проснулась, села и сейчас же заговорила:

- Какое сухое место, никогда в жизни не думала, что бывают такие сухие места, и как здесь только трава растет, а, Молчун? ..... - Она замолчала и поднесла к глазам кулак со скальпелем .... Секунду она глядела на скальпель, потом взвизгнула, судорожно отбросила его и вскочила на ноги .... Скальпель вонзился в траву и встал торчком .... Они смотрели на него, и обоим было страшно.- Что это такое, Молчун? - сказапа, наконец, Нава шепотом ....- Какая страшная вещь ...... Или это, может быть, не вещь? Это, может быть, растение? Смотри, здесь все такое сухое - может быть, оно здесь выросло?

- А почему страшная? - спросил Кандид ....

- Еще бы не страшная,- сказала Нава.- Ты возьми его в руки ...... Ты попробуй, попробуй возьми, тогда и будешь знать, почему страшная ...... Я сама не знаю, почему страшная ......

Кандид взял скальпель. Скальпель был еще теплым, а острый кончик его холодил, и осторожно ведя по скальпелю пальцем, можно было найти то место, где он перестает быть теплым и становится холодным ....

- Где ты его взяла? - спросил Кандид.

- Да нигде я его не брала,- сказала Нава ....- Он, наверное, сам залез ко мне в руку, пока я спала. Видишь, какой он холодный? Он, наверное, захотел согреться и залез ко мне ' в руку. Я никогда не видела таких.. .... такого... я даже не знаю, как это назвать .... Наверное, это все-таки не растение, наверное, это такая тварь, может быть, у него и ножки есть, только он их спрятал, и он такой твердый и злобный ...... А может быть, мы еще спим с тобой, Молчун? - Она вдруг запнулась и посмотрела на Кандида.- А мы в деревне сегодня ночью были? Ведь были же, там еще человек был без лица, и он все думал, что я мальчик ...... А мы искали, где поспать .... Да, а потом я проснулась, тебя не было, и я стала шарить рукой ...... Вот где он залез мне в кулак! - сказала" она.- Только вот ЧТО удивительно, Молчун, я совсем тогда его не боялась .... даже наоборот ...... Он мне даже был для чего-то нужен….

- Все это был сон, - решительно сказал Кандид .... У него мурашки бежали по затылку .... Он вспомнил f3oe, что было ночью .... И Карла .... И как он незаметно мотнул головой: беги, пока цел .... И то, что живой Карл был хирургом.

- Что это ты замолчал, Молчун? - с беспокойством спросила Нава, заглядывая ему в лицо  - Куда это ты смотришь?

Кандид отстранил ее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены