Угол белой стены

Аркадий Адамов| опубликовано в номере №1061, август 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

– А вы раньше бывали у нас в Ташкенте?

– Нет, и очень жалею.

– Как же так? – удивилась Мальцева. – Вам же много приходится ездить.

– Немало. И где только не побывал! Вот вы знаете, например, такой город,..

Сергей незаметно втянулся в разговор и скоро сам увлекся, рассказывая о городах, где довелось ему побывать и где, оказывается, не бывала его собеседница. А заодно он уже невольно рассказывал и о делах, которые привели его туда. Дела, как всегда, были сложные и запутанные.

Но вдруг, осекшись на полуслове, Сергей смущенно сказал:

– Я, пожалуй, напрасно вам все это рассказываю. Об этом не стоит писать. Работа у нас... как бы это сказать?.. Ассенизаторская, что ли.

– Перестаньте, – сердито возразила Мальцева, и красивые глаза ее нахмурились. – Как вам не стыдно! Сергей улыбнулся.

– Вы меня не так поняли. Я не стыжусь своей работы. Я ею горжусь и считаю весьма нужной пока. Но мы имеем дело с такими человеческими пороками, с такими низменными чувствами и грязными помыслами, что, вероятно, незачем пачкать в них людей. А без этого нет и нашей работы. Или вы напишите неправду, красивую такую, розовую неправду.

– Ну, что вы говорите! – запальчиво воскликнула Мальцева. – По-вашему, Достоевский, например, порочил людей или. писал неправду?

– То Достоевский. И к тому же сто лет назад. Впрочем... – Сергей помедлил. – Я, пожалуй, неправ.. Согласен. Тема преступления и наказания – вечная тема. Как человеческая совесть, как жажда справедливости, как стремление к счастью.

– О, да вы философ, – засмеялась Мальцева. Сергеи махнул рукой.

– Просто я увлекся. А если говорить серьезно, то о нашей работе, конечно, следует писать, правильно писать. Чтобы кого-то предостеречь, чтобы сделать людей активными в борьбе со злом. Вот так я понимаю задачу.

– И еще рассказать о людях, которые такую борьбу ведут, – наставительно добавила Мальцева. – Активнее всех ведут. Опасную борьбу, нужную, благородную. Имейте в виду, рассказ о живых людях и их борьбе всегда впечатляет больше, чем простые рассуждения об идеях, принципах, морали.

Она внимательно посмотрела на Сергея и вдруг спросила требовательно и деловито:

– Откуда у вас этот шрам на щеке?

– Этот? – смутился Сергей, невольно дотрагиваясь до щеки. – Длинная история. Мы расследовали одно дело. Давно. Я тогда работал в МУРе. Дело это получило у нас шифр «Черная моль». Потому, что все началось с одной меховой фабрики...

Сергей, продолжая рассказывать, закурил.

Мальцева слушала, подперев ладонью щеку, потом тоже вытянула сигарету из пачки и, не сводя с Сергея глаз, закурила. В ее взгляде Сергей прочел такой напряженный интерес, что невольно подумал: «Почему она так слушает? Может быть...» Он не додумал до конца, сам увлекшись рассказом. Он вдруг так ясно вспомнил те давние события, и огни ресторана «Сибирь», и занесенный снегом поселок Сходня, и то подлое письмо, и многое, многое другое.

Когда он закончил, Мальцева решительно объявила:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены