Учиться, работать и бороться по Ленину!

опубликовано в номере №1068, ноябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Всесоюзный слет студентов

Большой Кремлевский дворец... 19 октября 1971 года здесь открылся Всесоюзный слет студентов. В зале заседаний Верховного Совета СССР — молодые полпреды советской высшей школы, лучшие из лучших: ленинские стипендиаты отличники учебы, активисты, ударники «третьего семестра», победители научных конкурсов — верные сыны и дочери Отчизны, надежные помощники ленинской партии. Первый день слета стал для них праздником вдвойне: с глубокой, проникновенной речью к собравшимся обратился Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС товарищ Леонид Ильич БРЕЖНЕВ. Он высоко оценил успехи советского студенчества в учебе, труде, общественной работе, обрисовал волнующие перспективы, открытые XXIV съездом КПСС перед студентами — боевым отрядом молодых строителей коммунизма, поставил перед ними задачи огромной политической и государственной важности. Как партийный наказ, как окрыляющую программу жизни и труда, как свидетельство истинного доверия к юному поколению восприняли эти задачи посланцы вузов страны.

Два дня продолжался слет. С его трибуны молодежь рапортовала о своих достижениях, всесторонне проанализировала деятельность студенческих коллективов, вузовского комсомола, обсудила насущные проблемы высшей школы.

Выражая чувства искренней благодарности за мудрую и отеческую заботу, участники студенческого форума от имени многомиллионной армии студентов и учащихся торжественно заверили старших товарищей — коммунистов, что будут еще настойчивее овладевать марксистско-ленинским учением, еще энергичнее штурмовать новые вершины знаний, еще плодотворнее трудиться в исследовательских лабораториях и конструкторских бюро, на производстве и строительных площадках, стремиться уже сейчас, на студенческой скамье, приносить ощутимую пользу обществу. Участники слета заявили о своей решимости стать политически зрелыми, квалифицированными специалистами, внести значительный вклад в дело социального и научно-технического прогресса. Они обещали и впредь свято хранить и приумножать наши революционные, боевые и трудовые традиции, укреплять дружбу и братство народов Советского Союза, твердо стоять на страже социалистических завоеваний, еще теснее сплотить ряды вокруг Коммунистической партии и ее ленинского Центрального Комитета.

Речь товарища Л.И. Брежнева

Дорогие товарищи! Молодые наши друзья! Разрешите от имени Центрального Комитета Коммунистической партии поздравить вас с открытием Всесоюзного слета студентов и передать вам, всему многомиллионному отряду советского студенчества горячий привет и пожелание успехов. Признаюсь, я с радостью принял приглашение выступить на вашем собрании. Встреча с юностью, которая олицетворяет будущее нашей страны, всегда приятное дело. Тем более это относится к вам, боевому авангарду славного советского студенчества.

Ваш слет собрался вскоре после XXIV съезда нашей партии. И это не случайно.

Выполнение грандиозных планов, намеченных съездом, потребует напряженного труда партии и всего народа. При этом надо помнить, что сам характер труда советских людей меняется буквально на наших глазах. То, что делают сегодня рядовой рабочий на заводе, колхозный механизатор, еще в недавнем прошлом считалось доступным только технику или инженеру. Так шагнули вперед наша наука и техника, выросло профессиональное мастерство людей. А жизнь идет вперед, идет очень быстро. И она предъявляет к нам, к каждому советскому человеку все более и более высокие требования.

Наша партия хорошо видит все эти процессы. Решения XXIV съезда выдвинули важнейшую задачу наиболее полно и органически сочетать преимущества нашего социалистического строя с достижениями научно-технической революции. А для этого нужно воспитать соответствующие кадры, создать большие отряды новых специалистов, которые были бы в состоянии решать все более обширные и сложные задачи коммунистического строительства.

Решения XXIV съезда как бы вручают советской молодежи эстафету научно-технического и социального прогресса. Съезд призвал юношей и девушек Советской страны идти в первых рядах борцов за высокую культуру производства и жизни, за утверждение коммунистических норм в нашей действительности.

И, конечно, товарищи, этот призыв в полной мере относится и к вам, советским студентам. Ведь те, кто сегодня учится в университетах, институтах, средних технических учебных заведениях,— это и есть люди, которым в самом ближайшем будущем предстоит принять активное, творческое участие в выполнении наших планов. Выполнение девятого пятилетнего плана — это общее дело партии и народа. И советское студенчество призвано внести свой вклад в это большое дело.

Здесь, в этом зале, сидят завтрашние руководители производства, жизненно важных для страны научно-исследовательских институтов и учреждений. Здесь сидят будущие воспитатели новых поколений, творцы новых культурных ценностей. Вам предстоит продолжить работу, которую начало поколение Октября, работу, которая была продолжена поколением первых пятилеток, плоды которой героически отстаивали от врага солдаты Великой Отечественной войны.

В старое время, дорогие друзья, получение высшего образования было доступно лишь очень немногим. Вы об этом хорошо знаете. И только наш социалистический строй широко распахнул двери учебных заведений перед детьми рабочих и крестьян. Им, первым советским студентам, было нелегко. Многие пришли тогда в вузы через рабфаки, лишь недавно освоив грамоту, прочтя только первые книги, прикоснувшись лишь к азам культуры. Но страстное желание учиться, стать активными строителями нового мира сделало их настоящими специалистами.

Это было первое поколение советской интеллигенции. Вчерашние рабфаковцы стали инженерами и агрономами, учителями и врачами, партийными и общественными деятелями, профсоюзными работниками и дипломатами. Их знания и труд сыграли огромную роль в превращении нашей страны в могучую передовую социалистическую индустриальную державу.

В дни Великой Отечественной войны десятки тысяч студентов, отложив книги и конспекты, взяли в руки оружие и вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они не успели получить институтских дипломов, но на полях сражений заслужили аттестаты мужества и героизма. Они не успели получить университетских значков, но грудь их украсили боевые ордена и медали.

И едва отгремели годы войны, прямо в гимнастерках, в солдатских шинелях они вернулись в аудитории, чтобы закончить образование. Высшая школа надолго запомнит образ студента-фронтовика. Его обостренное чувство ответственности и трудолюбие, его гражданский темперамент и партийная принципиальность явились замечательным примером для многих последующих поколений студенчества.

Сегодня студенческая аудитория нашей страны — это почти пять миллионов студентов вузов, это — почти четыре с половиной миллиона учащихся средних специальных школ, училищ, техникумов. Наше советское студенчество — это плоть от плоти, кровь от крови рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции,— словом, тех, кто своим трудом делает возможным приобщение молодежи к высотам знаний.

С чувством законного удовлетворения можем мы сказать теперь, что созданная за годы Советской власти система подготовки кадров в основном удовлетворяет потребности страны, позволяет обеспечивать квалифицированными специалистами все отрасли материального производства и духовной жизни.

На заре социализма Владимир Ильич Ленин мечтал о том, чтобы Родина наша стала страной сплошной грамотности. Эта задача давно уже решена. Теперь мы вышли на новые рубежи — завершаем переход ко всеобщему среднему образованию. Широким шагом идет вперед и наша высшая школа. Вдумайтесь в одну только цифру: к концу нынешней пятилетки почти каждый восьмой гражданин СССР будет иметь диплом об окончании высшего или среднего специального учебного заведения. А ведь всего каких-нибудь три-четыре десятилетия назад мы не осмеливались даже загадывать,— когда наступит такое время!

Но, конечно, товарищи, многое в деле высшего образования у нас еще должно быть улучшено. Об этом мы говорили на XXIV съезде нашей партии.

Наука и ее практическое применение в жизни развиваются сейчас такими темпами, что многое из даже недавно найденного, открытого нередко устаревает прежде, чем попадает в учебники и курсы лекций. Справедливо говорят: если бы человек, окончивший вуз пятнадцать — двадцать лет назад, не продолжал заниматься самообразованием, он был бы в наши дни безнадежно отсталым работником. Но это значит также, что оперативно и постоянно должна вестись и работа по дальнейшему совершенствованию содержания и методов преподавания в высшей школе, по укреплению материально-технической базы вузов и техникумов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены