Учительница, ученики

В Бочарова| опубликовано в номере №919, сентябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Таня, а точнее, учительница русского языка и литературы 112-й школы рабочей молодежи при Московском заводе малолитражных автомобилей Татьяна Павловна Огурцова, поставила меня в тупик первой же фразой нашего разговора:

- Хочется уйти из школы.

- Вы хотите бросить школу?

Это было неожиданно: Татьяна Павловна - одна из лучших молодых учительниц школы.

- Не подумайте, что совсем. Преподаю я пять лет. Почти полторы тысячи дней - уроки, работа над методическими пособиями и литературой «по программе», педсоветы, общественная работа. Конечно, и опыт приходит и знания углубляются. Но этого мало. Как бы вам сказать, варимся в собственном соку. А учитель, по моему убеждению, должен широко знать жизнь и даже поработать в какой-то иной области, чтобы рамки Школьной программы не стали высоким забором. Вот и хотелось бы года на два уйти из школы.

Мы сидим в пустом классе, за столиком, и Таня, невысокая, худенькая, с задумчиво-грустным взглядом из-под очков, вспоминает...

Она пришла в школу с институтской скамьи. Дали легкий, как считалось среди педагогов, пятый класс, но легче, чем другим, ей не было: первое знакомство с учениками, очень разными по развитию, подготовке, стремлению узнавать, первые самостоятельные уроки, когда перед каждым громко стучит в висках: не провалиться бы...

В середине учебного года робость прошла. Стала вести уроки и в шестых и в седьмых, подолгу рылась на библиотечных полках, чтобы потом вывести учеников за рамки школьного учебного плана. Иногда на уроках сама читала стихи. Не положено по программе тратить на это драгоценное время, но ей хотелось, чтобы Лермонтова школьники полюбили так же, как и она, так же почувствовали прелесть каждого слова...

Четвертый учебный год начала преподавательницей девятых классов и классной руководительницей. Радовалась: впереди интересные уроки, споры с повзрослевшими учениками. А класс попался, ой-ой, какой! Почти все - подростки шестнадцати-семнадцати лет, бросившие «детскую» школу, второгодники да самые отчаянные. Какие уж тут дискуссии! Не хотелось идти на урок. Так прошла первая четверть. И Таня поняла, что сначала нужно создать коллектив. А для этого узнать о каждом такое, что, конечно, не раскрывается на уроках.

Когда родилось взаимопонимание? Может, с первой лыжной вылазки, когда узнала Таня, что Витя Шашкин, к примеру, страстный любитель и знаток кино, а комсоргу Володе Рогову, члену оперотряда при Ждановском райкоме комсомола, приходилось с друзьями голыми руками «брать» вооруженных ножами бандитов?.. Увидела, что тот, кого в классе уважала за дисциплинированность и добросовестность, оказался эгоистом и белоручкой, а другой, круглый троечник и порой грубиян, - отличным товарищем, добрым и толковым. И главное: садились утром в электричку учительница и ученики, а вернулись в город товарищи...

Иногда Танины попытки растормошить ребят, заглянуть под маску часто напускного равнодушия разбивались о незнание многих элементарных вещей. Когда она принесла в класс пластинки с записями вальсов Штрауса, Первого концерта Чайковского и провела музыкальную викторину, никто не мог назвать ни автора, ни названия произведения. Через несколько дней в те же мелодии внимательно вслушивались. Потом ходили слушать оперу. Многие - впервые. Рос интерес ребят к музыке, истории ее создания, биографиям композиторов.

... Год спустя в обиходе теперь уже десятиклассников появилось хорошее слово «традиция». Традиционными стали лыжные походы, просмотры кинофильмов и спектаклей, беседы о живописи и часы поэзии, тематические вечера. Меньше двоек стало в классном журнале, меньше пометок «н/б» - не был на уроке.

Таня вспоминает, скольких трудов стоило добиться, чтобы на уроках не пустовали парты, как приходилось некоторым мальчишкам по сто раз доказывать, что «ученье - свет»... Она на общественных началах занимает должность заместителя директора школы по воспитательной работе, отвечает за учебу молодежи цеха сборки Московского завода малолитражных автомобилей.

В отчете на педсовете результаты ее работы измеряются количеством просмотренных спектаклей, кинофильмов, проведенных тематических вечеров, часов поэзии, музыки, живописи. Но как измерить порой незаметные, порой ощутимые сдвиги в не устоявшихся еще характерах учеников преподавательницы Татьяны Павловны Огурцовой?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены