Учитель, воспитай ученика!

Олег Шестинский| опубликовано в номере №1196, март 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

хороших и добрых людей,

их больше, чем злых и убогих,

поэтому злые видней.

Сосредоточенность на нравственных вопросах – это обнадеживающая черта в творчестве молодого поэта.

Как-то, путешествуя, мы заночевали в одном поселке. Я проснулся рано, вышел на балкон и увидел перед собой аллею, обсаженную чинарами. Они были прихвачены ночным морозцем, торчали голо и одиноко. Вдоль них шел Олег Хлебников. Шел не торопясь, словно что-то разглядывал у себя под ногами. И вдруг, как это бывает только в горах, стремительно из-за гребня скалы выкатилось утреннее солнце, и засверкали радужно чинары, засеребрилась дорога, желтизной вспыхнули ровные скаты гор. И солнечная волна, докатясь до Олега, как бы преобразила его: он выпрямился, словно наполненный животворной солнечной силой, эти светлые глаза заголубели, и я, поймав этот миг, подумал: «А ведь и его поэзия может загореться так, стоит только большим проблемам жизни и большим человеческим чувствам озарить ее».

Знакомство с любой братской национальной литературой обогащает духовно. И я убежден, что молодые писатели, особенно поэты, должны с первых шагов завязывать творческие контакты с товарищами из других союзных республик, и если создадутся тесные связи на всю жизнь, то это счастье для обоих поэтов.

И я считаю, что одно из достижений Всесоюзного фестиваля в Душанбе – то, что целый ряд молодых поэтов разных национальностей заинтересовались творчеством друг друга.

Молодая русская поэзия. Мы всегда должны помнить, что она как сильная, полноводная река втекает и в могучее море славянской поэзии, которая, как единое целое, впитывает в себя много национальных славянских поэзии. Они породнены и близким лексическим строем и фольклорными традициями, народными песнями, историческим развитием народов. Когда в Душанбе я знакомился со стихами украинцев Михаила Шевченко и Анатолия Кучинского, белорусов Геннадия Пашкова и Сергея Законникова, я понимал, что их поэзия оплодотворена не только их родной поэзией, но и великой русской, которую они ощущают как родную. И я думал, как обидно, что молодые русские поэты плохо знают славянские языки, редко кто читает в оригинале стихи украинца и болгарина, поляка и серба... От молодых русских поэтов ускользает один из плодотворных импульсов их творческого движения. Поэтому уверен: изучение славянских языков молодыми русскими поэтами – это та животворная' сказочная вода, которая может дать им большую творческую силу и яркость.

Говорят о природном даре, что это «искра божья». Но эту искру нужно искусно раздувать в пламя, в незатухающий огонь. Сколько способных молодых поэтов пытались войти в литературу, полагаясь только на свое дарование. Они, может, и имели первоначальный успех, но спустя некоторое время выдохлись на подступах к творческим вершинам. Дарование способно развиваться, если оно непрерывно питается соками современных знаний, смежных областей искусств. Произведения живописи и архитектуры, музыки и скульптуры наталкивают мысль поэта на новые поиски и решения. Поэту необходимы разносторонние знания. Талант – это не вечный двигатель, он работает лишь тогда, когда с ним в содружестве познание. Перед моими глазами ряд судеб современных поэтов, хорошо начавших в поэзии, но в дальнейшем не обогативших свои творческие способности углубленным образованием, а решивших лишь стричь купоны с «божьей искры». Их поэзия безнадежно отстала от уровня современных требований читателя.

Всякий раз оставались в проигрыше и те, кто пытался искусственно отделить «молодую» поэзию или «молодую» прозу от якобы «старой» – от того, что уже было сделано признанными мастерами старшего поколения поэтов и писателей.

Наша советская литература, несмотря на свою молодость, имеет богатейший опыт, имеет незыблемые традиции, и не изучать их, не Считаться с ними – значит пытаться построить дом без прочного фундамента. Потому что нет и не может быть двух литератур – есть одна, полнокровная и глубоко народная литература социалистического реализма, постоянно обновляющаяся за счет притока в нее свежих творческих сил и поэтому сочетающая в себе молодой порыв с плодотворной зрелостью.

Иногда считают, что прозаикам и поэтам самими жанрами предопределены разные манеры работы: прозаик работает регулярно, а поэт, осеняясь вдохновением, пишет раз в месяц по стихотворению, определяя свое безделье как «психологический процесс внутреннего накопления». По-моему, и поэт должен все время находиться в работе. Не обязательно, конечно, чтобы он каждый день сочинял оригинальные стихи, но он должен каждый день находиться в рабочем состоянии. Переводы, статьи, редактура, творческие выступления, участие в общественных писательских делах – это и есть та атмосфера, которая должна окружать личность художника. Созревание нового произведения – сложный акт человеческого сознания, но в основе всего лежит труд, беспощадный и беспрестанный.

Творческий труд нельзя приравнять к массовому производству, он несет на себе яркую печать индивидуальности, он, по существу, неповторим.

Свои раздумья, посвященные творчеству молодых, мне хотелось бы закончить ставшими теперь крылатыми словами Леонида Ильича Брежнева, произнесенными с трибуны XXV съезда КПСС: «Настоящий талант встречается редко. Талантливое произведение литературы или искусства – это национальное достояние».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены