Ученик приходит первым

С Гарбузов| опубликовано в номере №488, сентябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

В тот день, когда на асфальтовой ленте рижского Межапарка начались всесоюзные соревнования по велосипеду, Владимиру Климову исполнилось 20 лет. Среди полутораста лучших велогонщиков Союза, съехавшихся в Ригу, он был самым молодым и по возрасту и по спортивному стажу.

... Летом 1940 года жители одного из подмосковных дачных посёлков могли наблюдать удивительные спортивные упражнения - прыжки с трамплина на... велосипеде. Отважился на такие прыжки 13-летний Володя Климов. В тринадцать лет он уже чувствовал себя в седле велосипеда так же спокойно и уверенно, как на стуле. Он мог ездить, положив ноги на раму, спиной к рулю и т. д., и т. д. Все известные ему велосипедные «фокусы» он уже постиг. Хотелось придумать и проделать такое, чего никто не смог бы сделать. И вот он придумал.

По посёлку тянулась канава шириной метра в полтора. Один край у неё был повыше, другой - пониже. Володя достал пару досок и соорудил что-то вроде трамплина. Первый прыжок был неудачным. И седок, и машина чуть было не очутились в канаве. Сжав до боли челюсти и собрав всю свою волю, мальчик повторил попытку ещё и ещё, пока велосипед перенёсся, наконец, через канаву и, приземлившись, плавно покатился по дорожке.

Так пришёл к Володе Климову первый спортивный успех. Правда, после нескольких прыжков лопнула вилка у велосипеда, и пришлось бросить эти рискованные упражнения. Вспоминать об этом начале своей спортивной биографии Климов не любит: «Глупые шалости, не знал, куда энергию девать». Но всё же это был первый спортивный успех, и показал он, что у Владимира Климова есть качества, которые необходимы настоящему спортсмену: твёрдость воли, упорство, уменье преодолевать препятствия, которые возникают на пути к цели.

От злополучных прыжков на велосипеде к велотреку и гоночной машине Климов шёл по извилистой дороге. В четырнадцать лет увлёкся он греблей, вступил в юношескую команду спортивного общества «Крылья Советов» и три года подряд, выходил победителем в многочисленных соревнованиях на Москве-реке.

Но это было только временное увлечение. Вскоре юноша почувствовал, что его настоящее спортивное призвание - велосипед. Лёгкий, стройный, с сильно развитыми мускулами ног, отличным дыханием и способностью к длительному напряжению, он отвечал самым придирчивым требованиям, какие только можно предъявить к велогонщику.

В 1945 году, будучи студентом механического техникума, начинает Климов заниматься в велосекции спортивного общества «Пищевик» и в том же году, участвуя в соревнованиях на первенство профсоюзов, проходит 100 километров с отличным результатом - 3 часа 9 минут.

Вот тогда-то и обратил внимание на молодого гонщика прославленный велосипедист Фёдор Тарачков. Мастер увидел, какими богатыми задатками обладает юноша, почувствовал в нём человека с крепкой волей, понял, что к спорту он откосится серьёзно, вдумчиво, и решил передать молодому спортсмену свои знания и опыт.

Они стали тренироваться вместе. Тарачков научил Климова своей системе гимнастических упражнений. Зимой в Сокольниках бегали они, проваливаясь по колено в рыхлый снег. Занятие неприятное, неинтересное, но Тарачков говорил, что так надо, и Климов безропотно выполнял все его указания.

Весной, когда в техникуме начались каникулы, поехали они вместе на юг. Тут только понял Климов, как много и упорно надо трудиться, чтобы овладеть спортивным мастерством. Тарачков тренировал его твёрдо, настойчиво. Он показал, как надо вести дневник, как делать выводы из записей. Да, это было чертовски тяжело и скучно - гонять долгие часы по горным дорожкам, а потом отсчитывать пульс, измерять свой вес, анализировать самочувствие. Но так и только так открывались силы и возможности гонщика, выявлялись скрытые резервы, шлифовалось каждое движение, вырабатывался самый рациональный темп.

И вот Москва. Лето того же, 1946 года. Открытие сезона. В гонке на 30 километров Климов приходит шестым. Впереди только пять мастеров, пять велогонщиков, чьи имена знает вся страна: Тарачков, Кондрашков, Ипполитов, Вершинин, Михайлов. Климов рядом с ними.

«А теперь попробую обогнать учителей!» Гордая и смелая эта мысль заставляет Климова тренироваться ещё упорней.

Любители велоспорта помнят кросс на первенство Москвы осенью прошлого года. Лил дождь. Дорожки размыло. Огромное напряжение сил и большое уменье требовались от гонщиков, чтобы преодолеть все препятствия и пройти дистанцию. Старт давали раздельный. Климов шёл за мастером спорта Дайреджиевым. Это было замечательно: ведь именно у Дайреджиева учился Климов год назад, Дайреджиев тренировал юношу ещё до встречи с Тарачковым.

На втором круге Климов выиграл минуту. На третьем круге он обошёл Дайреджиева. К финишу Климов пришёл первым. Его первый тренер - вторым. Остальные гонщики «отвалились», как говорят велосипедисты, минут на пять.

Климов перешёл на последний курс техникума. Предстояли выпускные экзамены. Надо было и о будущем подумать. Занимаясь спортом, Владимир заинтересовался физиологией. Механика человеческого тела увлекала его больше, чем механика машин. Он задумал продолжить своё образование в медицинском институте, и горка книг по физиологии, анатомии, биологии на его столе всё вырастала.

Часы отдыха он отдавал конькам. С Тарачковым решили они, что коньки для велосипедиста, пожалуй, полезнее лыж.

Успешно окончен техникум. Книги на время отложены в сторону. Предстоит снова померяться силами с лучшими гонщиками столицы в кроссе на 27 километров. И снова, преодолев грязь и болото, первым к черте финиша приходит Владимир Климов.

А потом Рига, двадцатилетие, встреча с лучшими гонщиками страны и самая большая неудача, какая только может постигнуть велосипедиста: в гонке по шоссе на 100 километров у Климова прокалывается шина. Конечно, он быстро меняет резину и продолжает гонку. Но 4 минуты потеряны. А 4 минуты - огромный срок для мчащегося с быстротой ветра велогонщика.

Но ещё есть надежда добиться победы в кроссе. И снова неудача. Московский студент привык в велокроссах преодолевать грязь и болото, а тут рыхлый песок, крутые подъёмы и спуски. Местные спортсмены, учтя эти особенности трассы, надели камеры пошире, у них было и то преимущество, что не впервые шли они по этой дорожке. Как бы то ни было, но Климов пришёл только пятым. Он не хочет успокоить себя тем, что дорога непривычна, резина не та, не утешает его и то, что даже Фёдор Тарачков «отвалился» на одиннадцатое место.

Нет, будем тренироваться ещё упорней! Научимся и песок преодолевать и подъёмы. Через год встретимся вновь...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены