Учеба на сцене

Б Н Толмазов| опубликовано в номере №600, май 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Воспитание молодых артистов стало основой и традицией в развитии Московского театра драмы, который в этом году отмечает своё тридцатилетие.

В своё время в Московском театре драмы, ранее именовавшемся Театром революции, существовало театральное училище, особенностью которого было сочетание методической работы с профессиональной, практической - на сцене.

Участие в спектаклях, в репетициях и во всей творческой жизни театра органически воспитывало в студентах определённую манеру актёрского искусства, позволявшую им после окончания учёбы легко и естественно влиться в основной состав труппы.

Московское театральное училище, выросшее из недр нашего театра, в настоящее время слитое с Государственным институтом театрального искусства, хранит живые и плодотворные традиции воспитания артистической смены, оплодотворённые богатым опытом педагогической работы советского театра, но оно лишено, к сожалению, формы воспитания молодых артистов методом практической работы.

Каждый год этот институт и другие театральные учебные заведения выпускают сотни молодых специалистов, пополняя свежими силами армию советских артистов. Каждый год театры Советского Союза принимают в свои творческие коллективы молодых актёров, для которых настоящая школа творчества только и начинается на профессиональной сцене. И часто случается, что отлично окончивший школу студент, имеющий прекрасный диплом, приступая к самостоятельной творческой работе, вдруг обнаруживает, что его знаний и умения работать не хватает, что, как только жизнь сталкивает его с необходимостью большой самостоятельной работы, ограниченной жёстким производственным сроком, он ощущает беспомощность; словом, обнаруживается, что школа не научила его главному, без чего знания его оказались вроде как бы «без хозяина», без организующего и направляющего весь творческий процесс практического принципа. Школа, давшая ему много теоретических знаний, не научила его самостоятельно работать.

Происходит это потому, что до сих пор программы по классу актёрского мастерства отнюдь не согласуются с открытиями и методами К - С. Станиславского, потому, что педагог порой считает, что работа актёра над ролью, над образом зависит от... игры воображения, от... неуправляемых вспышек интуиции.

И молодому артисту приходится очень серьёзно доучиваться после школы на профессиональной работе умению воспроизводить на сцене не переживания действующих лиц, а их поведение, их поступки, их действия, потому что только через действия, через поступки персонажей пьесы зритель может понять и оценить их внутренний мир, их психологию, потому что таков единственный путь художественного познания в театре, потому что таков «язык театра».

Вот почему настоящая практическая школа для каждого молодого артиста начинается за пределами учебного заведения, и только в профессиональной работе обретает он подлинную квалификацию. Каждая роль, кроме творческих задач, ставит перед ним вопрос овладения мастерством, заставляет многое передумывать и многому заново учиться.

Поэтому роль театрального коллектива в целом, его руководителей, режиссёров и старших товарищей особенно велика.

Сейчас в Театре драмы работает более двадцати молодых одарённых артистов, которые составляют почти треть состава труппы.

Сложившуюся в театре традицию выдвижения молодых артистов смело и последовательно продолжает главный режиссёр театра Н. П. Охлопков, привлекая к работе с молодёжью лучших мастеров театра, имеющих богатый опыт педагогической работы. По молодёжному смотру прошлого года была осуществлена большая педагогическая работа, а в этом году проводится ещё более обширная программа учебных отрывков.

Одной из самых замечательных форм воспитания молодых артистических сил является введённая Н. П. Охлопковым с 1949 года организация систематической работы над специальными молодёжными спектаклями.

Спектакли «Вей, ветерок» Райниса и «Яблоневая ветка» Добровольского и Смоляка явились не только замечательной школой для молодых исполнителей, но и вошли в основной репертуар театра.

О некоторых молодых актёрах хотелось бы рассказать подробнее.

В. Орлова, удостоенная премии на смотре творческой молодёжи 1948 года, вырастает ныне в незаурядного мастера сцены. В 1943 году, после окончания школы, она дебютировала в пьесе Гусева «Москвичка» в роли жизнерадостной и шумливой, задорной и бойкой Вари, в которой её яркое комедийное дарование сразу привлекло симпатии зрителя.

Драматическая грань её таланта, проявившаяся в исполнении роли Александры в «Лисичках» Хелман, дала возможность поручить ей ответственные роли в спектаклях «Молодая гвардия» и «Прага остаётся моей». Её растущее и совершенствующееся мастерство особенно заметно проявляется в исполнении Лоретты («Леди и джентльмены») и Майи («Яблоневая ветка»), в образах с очень различной и сложной гаммой внутренних переживаний и отличных друг от друга по яркости внешних характеристик.

На смотре театральной молодёжи 1951 года премий удостоены А. Холодков, В. Малашенко и молодой дебютант-режиссёр Д. Вурос. Участник Великой Отечественной войны, Александр Холодков, окончив в 1949 г. Щукинское театральное училище, дебютировал в Театре драмы в роли Улдыса в спектакле «Вей, ветерок». Пылкий темперамент и глубокое проникновение в сущность образа помогли Холодкову воссоздать яркий и убедительно-правдивый, романтический образ юноши сильных сердечных порывов и подлинной душевной красоты.

Знание жизни и психологии близких ему современников - молодых советских людей, участников боёв Великой Отечественной войны - легло в основу его работы над образом Виктора Черкашина в пьесе «Яблоневая ветка». А. Холодков занял серьёзное место в репертуаре театра такими ролями, как Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Иржи в «Прага остаётся моей» и Гаранин в «Весна в Москве».

В. Малашенко сумел в образе Бориса Ивнева («Яблоневая ветка») передать страстность и увлечённость юности, иногда заблуждающейся, но умеющей честно признать ошибки и с открытой душой идущей навстречу дружбе и товариществу.

Чувство взыскательности и требовательности к себе характерно для работы молодого артиста Л. Круглова, который после демобилизации из Советской Армии окончил Щукинское театральное училище, в 1950 году был принят в труппу Московского театра драмы и дебютировал в роли Владимира в «Яблоневой ветке».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены