У порога театра-диспута

Виктор Снигирев| опубликовано в номере №917, август 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лет пять назад в одном из московских районных Домов пионеров начал работать Пионерский театр. Если говорить честно, мало кто тогда думал, что он долго просуществует. Но получилось иначе. Этот театр жив и сегодня. Создал его Яков Губенио. По-моему, он всегда, даже в раннем детстве, создавал театры. И потом, работая пионервожатым, учась в техникуме и в вузе, Губенко тоже «делал театры». Это был хороший выбор, когда в 1960 году Якову Губенко предложили Пионерский театр. Было помещение, были первые артисты: Володя Жоров, Вера Костюшина, Ира Жолудева - школьники и молодые рабочие. Не было только пьесы. Потому что пьеса требовалась не просто хорошая, а совсем своя. В «Юности» прочитали ребята рассказ Ларисы Исаровой «Дневник» и стали делать из него пьесу. Пьесу о школе, о дружбе, о любви. Писали все вместе, сидя до ночи, переживая этот сюжет как собственную жизнь, вводили новых персонажей, спорили из-за каждой строчки. И когда потом эту коллективную инсценировку репетировали, это было не только овладение театральным мастерством, но и создание своего мира. В такой работе и вырастают коллективы единомышленников. Режиссер был волевым, требовательным, его авторитет стал непререкаем, но его поиски были общим делом для всей студии. И то, что было найдено, тоже принадлежало им всем. Поэтому спектакль получился таким искренним. Ему, может быть, не хватало мастерства, профессионализма, зато зрителей покоряло живое чувство исполнителей.

Так родился театр. После первого спектакля на много лет вперед в коллективе установились свои традиции работы над спектаклем, свой творческий метод. Во-первых, полная вера в себя, в свои силы, в своего режиссера. Не самоуверенность, за которой может скрываться внутренняя пустота, а искреннее убеждение в правильности избранного пути. Во-вторых, умение найти для себя тот единственный литературный материал, который сегодня нужен зрителю и необходим театру для его роста и движения. И, конечно, дисциплина и труд.

Ребята взрослели, стали старше и герои их спектаклей. Губенко был первым режиссером, поставившим на сцене сценарии В. Розова «А. Б. В. Г. Д...» («В дороге»). Потом была инсценирована антирелигиозная повесть С. Львова «Спасите наши души». Каждый спектакль был непохож на предыдущий.

К моменту появления повести Г. Владимова «Большая руда» мы застаем их уже в Центральном Доме культуры железнодорожников под именем Молодежного театра ЦДКЖ. Совместная работа воспитала у ребят углубленный интерес и правде нашей жизни, к внутренним закономерностям перемен в сознании наших современников. Об этом они говорили и спорили. Об этом же говорил Владимов в «Большой руде». Он показывал путь шофера Пронякина от желания заработать к бескорыстному трудовому подвигу.

Когда спектакль был выпущен, ни один зритель не пожалел, что на сцену не выезжает автомобиль, что не слышно грохота экскаватора и нет огромного нарисованного неба и глубокого карьера. Б. Чунаев-Пронякин сидел на стуле и управлял свои» «МАЗом», а его партнерша, стоя рядом, «с трудом взбиралась» в предполагаемую кабину и садилась рядом с Пронякиным на второй стул. На эту условность ниито, кроме специалистов-театроведов, не обращал внимания, потому что главное было в раскрытии внутреннего мира Пронякина и его товарищей. Специалистов режиссура Я. Губенко привела в восторг. Поставив «Большую РУДУ», театр приобрел признание в сфере профессионалов. Не признало его только руководство ЦДКЖ.

А сейчас а Доме культуры Московского энергетического института уже на большой и удобной сцене коллектив Якова Губенко играет свой новый спектакль «Чистые пруды». Пьеса Б. Ахмадулиной по рассказам Ю. Нагибина.

С первых минут спектакль вводит нас в атмосферу довоенной жизни, немного, как кажется, наивной и беспечной. Этот спектакль о довоенной молодежи с одинаковым интересов смотрят люди старшего поколения, чья судьба таи похожа на судьбу героев пьесы, и молодежь, знающая о тех временах только из книг, фильмов и спектаклей.

«Чистые пруды» - это последний спектакль. Что же дальше? Сейчас идут репетиции «Думы про Опанаса». Все знают поэму Эдуарда Багрицкого. Но поэт написал оперное либретто по своей поэме, и оно известно меньше. Суть произведения та же, но сюжет разработан подробнее. Для коллектива Я. Губенко здесь будет много новых задач. Если, играя своих современников, театр «не переодевается», то здесь специальные костюмы и грив обязательны, будет и музыкальное сопровождение и хотя бы минимальные декорации.

Ныне у коллектива есть большой опыт, появились и профессионалы. Борис Чунаев после «Большой руды» был принят в училище Художественного театра. Но из своего коллектива он не ушел. Режиссерский факультет Щукинского училища закончил сав Янов Губенио. Не оставляя своего коллектива, он поставил венгерскую пьесу «Правда приходит в дом» в Театре Советской Армии и комедию «Двадцать лет спустя» Михаила Светлова в Театре имени Ленинского комсомола.

Режиссер и театр все время ищут новые пути, мечтают о театре-диспуте, где бы можно было ставить и решать вопросы сегодняшнего дня, утренней газетной статьи и где бы спор на самую живую, самую острую тему современности проходил бы не только на сцене, а между артистами и зрителями. И, конечно, как каждый режиссер, Яков Губенко хочет ставить классику и непременно «Чайку» Чехова.

Театр, который создал Янов Губенко, не профессиональный. Седов и Жолудева - рабочие, Костюшина, Жоров - студенты технического вуза, Константинова работает в редакции. У всех есть свои специальности, но работа с товарищами в этом коллективе освещает особым Светом всю их жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены