У письменного станка

Л Г| опубликовано в номере №191, май 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Начиная смотр творчества рабочих - ударников, «Смена» одновременно приступает к печатанию ряда рецензий на книги, помогающие молодым писателям выковать марксистско - ленинское мировоззрение и овладеть литературной техникой. В статье «У письменного станка» дана оценка книжке Д. Бедного «О писательском труде». Опыт Демьяна, двадцатилетний юбилей работы которого в большевистской печати мы сейчас отмечаем, должен быть использован ударниками, идущими в литературу.

Демьян Бедный жалуется на обилие присылаемых ему рукописей. «Сил моих нет, - пишет он в стихотворении «О писательском труде» - все стихи разобрать, все таланты увидеть». Его просят быть судьей, от него требуют критики. Но - увы! - «стихотворно - болезненным зудом» охвачено слишком много народу, а лечить этот зуд - занятие мало приятное и мало полезное.

Среди так называемых «начинающих» (иногда в продолжение 5 - 8 лет) поэтов частенько попадаются люди, искренне убежденные в своей «гениальности». Стихи стекают у них с дара с необычайной легкостью. Они пишут больше, чем читают, и чаще всего не читают совсем. Свое писание стихов, свое «творчество» они превращают в самоцель, хотя и говорят о станке, о выполнении промфинплана и т. п. Но не выполнение промфинплана им важно, а составление известного количества строф на тему о промфинплане. Эти люди встречаются во всех литкружках, во всех редакциях. И в большинстве случаев, мне кажется, помочь им уже нельзя.

Не к этим «гениям», разумеется, обращена книжка Д. Бедного «О писательском труде», составившаяся из процитированного выше стихотворения и беседы Демьяна с рабочими - ударниками, идущими в литературу. Ее назначение - предупредить молодых пролетарских писателей, предупредить выдвиженцев рабочего класса на литературном поприще от легкого отношения к художественному творчеству и помочь им и в своей работе стать стойкими борцами за генеральную линию партии. Ни и чему атрибуты нам дряхлых веков И эстетическое худосочие, Соцстроительство - дум наших всех средоточие. Мы у письменных наших - не столов, а станков, - Мастера и рабочие.

Демьян Бедный, как «опытный охотник, у которого молодым охотникам есть чему поучиться», делится своим огромным писательским опытом с младшими товарищами. Он не совсем охотно прибегает к теоретическим формулировкам - «это дело критиков», - предпочитая выражать свою мысль примерами и сравнениями. Самое Ценное в книжке Демьяна - показ работы, введение читателя не в таинственную лабораторию бого - вдохновенного поэта, а в мастерскую поэта - большевика.

Чему учит Д. Бедный рабочих - ударников, каковы, по его мнению, «те достоинства, которые следует больше всего ценить в писателе, да еще в революционном писателе, в пролетарском писателе»? Эти достоинства - «простота, единство цели, борьба, любовь к книгам и изучение классиков». Плюс ленинский завет: «Мы должны всегда иметь перед глазами рабочих и крестьян». Единство цели с рабочим классом, непосредственное участие в его борьбе за социализм, партийность поэтического творчества, - вот требования, предъявляемые Демьяном к идущим в литературу рабочим - ударникам.

Чтобы выполнить это требование, нужно «научиться ловить звуки и шорохи новой жизни и уметь им давать художественную расшифровку». И не как - нибудь ловить эти звуки, не как - нибудь слушать эти шорохи, а слышать «пролетарски - классово». Люди, принадлежащие к разным классам, по - разному слышат и видят. Д. Бедный приводит отрывок из «Записок актрисы Луизы Фюзиль», относящийся к 1806 году. Эта «шансонетная мамзелька», как выражается Демьян, побывав в крепостной деревне, узрела там крестьянские «костюмы», «которые переносили нас в славные дни древней Греции». Под взрывы смеха читает поэт на собрании рабочих - ударников описание «туник» и «сандалий», в которых, по словам Луизы Фюзиль, обряжены крепостные мужики. Ясно, что такая «точка зрения», такое «видение мира», затушевывающее и искажающее то, что на самом деле происходило в русской крестьянской деревне, ничего общего с пролетарским раскрытием действительности не имеет.

Как работает сам Демьян, как в собственном творчестве он осуществляет те требования, о которых шла речь выше? Как «опытный охотник», берет с собой на свою охоту «новичков» Демьян. Отправной пункт - приобретенная поэтом у букиниста книжка стихов «Про былое». Автором этой книжки, подписанной одними инициалами, как установили после наведения соответствующих справок, был М. А. Веневитинов, родной племянник известного поэта пушкинских времен Д. Веневитинова. Цвет, так сказать, дворянской культуры! Но на какой почве выросла эта культура? И на это в литературе имеются сведения. В 1901 году д - р Шингарев обследовал деревню, в которой находится веневитиновское родовое поместье. Результаты обследования оказались таковы, что книжку Шингареву пришлось озаглавить - «Вымирающая деревня». Через 26 лет, в 1927 г., эту деревню вновь описал молодой советский агроном К. В. Шуваев, но книжку свою он назвал уже иначе - «От вымирания к возрождению». А сейчас возрождающееся крестьянство под руководством партии вступило на путь сплошной коллективизации.

Вот как вырастает замысел поэмы о судьбах русского мужика у Демьяна Бедного. Здесь есть чему поучиться «новичкам»! Суть, конечно, не в том, что отправной точкой послужила подписанная инициалами помещичья книжка. Это - индивидуальное свойство работы самого Демьяна. Суть в другом: в правильном и убедительном подборе фактов, в отборе наиболее существенного, типичного, в срывании «всех и всяческих масок» с дворянской действительности, в глубоком подлинно - марксистском понимании исторического развитие нашей страны. Ив страстном большевистском желании бороться «за решение тех поистине гениальных задач, которые намечены генеральной линией нашей коммунистической партии».

Книжка Д. Бедного в известном смысле является итогом долголетней литературной работы поэта. Воспользоваться опытом этой работы, взять у Демьяна Бедного его готовность всегда вступить в борьбу, научиться его умению вести эту борьбу - одна из основных задач ударников, берущихся за оружие художественного слова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены