У Падунского порога

В Смирнов| опубликовано в номере №691, март 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пассажирский поезд приходит на станцию «Братск - И» рано утром. Из вагонов навстречу морозному ветру выпрыгивают нетерпеливые пассажиры с чемоданами, рюкзаками, сундучками. И сразу утоптанная площадка около вросшего в сугробы деревянного домика вокзала заполняется шумной толпой...

Чуть в стороне рядами стоят грузовые машины. Водители в унтах, дубленых полушубках и лихо сдвинутых на затылок ушанках громко выкрикивают:

- Кому в управление?

- Кто на Падуи, кто к изыскателям?

- Кому в желдорстрой? Шоферы помогают приезжим забраться в машины, и грузовики исчезают в тайге, которая подступает к самому полотну железной дороги.

На одной из машин едут братья Горчаковы. Старший, Леонид, считает себя бывалым гидростроителем. После службы в армии он работал на строительстве Камской ГЭС и получил там профессию электросварщика. Младший, Борис, лишь вступает на трудовой путь: он недавно окончил курсы мотористов. Братья - комсомольцы изъявили желание вместе работать на новой стройке. Их просьбу удовлетворили.

От железнодорожной станции до Братска проложено новое шоссе. Оно то вползает на перевал, то спускается в низину, ближе к Ангаре. После одного из подъемов неожиданно открывается широкая долина, окруженная черными скалистыми грядами. А вскоре показываются и первые постройки - добротные бревенчатые дома с резными наличниками и массивными ставнями, окованными фигурным железом. Кажется, эти строения сохранились еще с тех давних времен, когда смелые русские землепроходцы заложили здесь, на слиянии Ангары и Оки, Братский острог. Древние постройки особенно заметны на фоне нового строительства. Братск растет не по дням, а по часам. Недавно он переведен в разряд городов областного подчинения.

Правда, капитальных зданий здесь не возводят. Город расширяется за счет временного, деревянного строительства. Ведь через несколько лет на месте города будет море. Братск - будущий центр крупного промышленного района в Приангарье - перенесут в другое место.

Сейчас в Братске разместились управление строительства ГЭС, конторы научно - исследовательских экспедиций, изыскательских партий. За короткий срок на правом и левом берегах Ангары, у станции «Братск - 1», выросли большие, благоустроенные рабочие поселки.

Строители Братской ГЭС с благодарностью называют имена смелых, предприимчивых людей, которые прокладывали первые дороги, ставили первые дома. Лучшие страницы в летопись стройки вписали комсомольцы Иркутской области, горячо откликнувшиеся на призыв - принять участие в сооружении высоковольтной магистрали Иркутск - Братск.

Одной из первых пришла на стройку машинист Черемховского угольного бассейна Надежда Матвеева. Она возглавила бригаду, которая бетонировала фундаменты под железные мачты на глухом таежном участке. Вместе с ней трудятся отважные девушки из Черемхова: машинист Лида Лынкина, швея Рая Касимова, откатчица Альбина Четверикова и многие другие.

Коллектив строительно - монтажного управления, сооружающего воздушную трассу, почти целиком состоит из комсомольцев.

Немало трудностей выпало и на долю тех, кто первым пришел на левобережье, к самому Падуну. Люди, не считаясь со своей прежней профессией, делали то, что было нужней. Шоферы, механики, инженеры валили деревья, корчевали пни, рыли траншеи, котлованы.

Молодые инженеры Герман Миронов, Григорий Качанов, Олег Верещагин, Николай Абрамов, Радий Ширяев построили большой двухэтажный дом. Вместе со своими товарищами они справили в нем новоселье, переехав сюда из палаток. Этот дом в шутку прозвали «самостроем». В таких «самостроях» живут и другие инженеры и техники.

В начале этого года коллектив строителей Братской ГЭС уже насчитывал свыше семи тысяч рабочих, в том числе около полутора тысяч комсомольцев. На важнейшую стройку шестой пятилетки продолжают стекаться люди со всех концов нашей необъятной страны.

Братья Горчаковы получили назначение в левобережное строительно - монтажное управление. Это большая честь: коллектив этого управления поведет главное наступление на Ангару. Он будет возводить бетонную плотину гидроэлектростанции.

Ангара обладает непревзойденными гидротехническими данными. Многоводный Байкал, в который вливаются свыше трехсот рек, питает лишь ее одну. От истока до устья Ангара пробегает почти 1 900 километров и падает на этом расстоянии на 378 метров.

Большое падение и многоводность составляют основу энергетической мощи Ангары. Река способна вырабатывать в год до 68 миллиардов киловатт - часов электроэнергии, что превышает энергетические ресурсы Волги, Камы, Днепра и Дона, взятых вместе.

Освоение колоссальных мощностей великой сибирской реки - дело наших дней. Ныне на Ангаре полным ходом идут работы по сооружению каскада электростанций, которые преградят течение реки, заставят ее служить человеку.

Первая станция Ангарского каскада - Иркутская ГЭС мощностью в 660 тысяч киловатт - уже в этом году даст ток.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Две встречи

Из записной книжки корреспондента