У доменных печей

С Днепропетровский| опубликовано в номере №117, январь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Город Каменское

ПОЕЗД замедляет ход. Медленно натыкает он километры на свои стальных колеса. Небо синее, залитое лучами солнца, понемногу омрачается облаками, похожими на накипь грязной пены. Еще несколько километров - и плотная, тяжелая, черная туча затемняет небо. Она, как зонтик исполинских размеров, прикрывает от солнца целину Днепропетровщины. Эта туча - дым над Каменским.

Поезд ускоряет ход, мчась под уклон. Вот он сделал крутой поворот, и нашим глазам представилась великолепная картина. С правой стороны - Днепр, могучий широкий «батько Днепр» катит свои еще не успевшие сковаться морозом воды навстречу Днепрострою. За ним, за этим синеглазым стариком - степи, села и снова степи. С левой - выставив в небо пятьдесят труб, изрыгающих ввысь черные клубы дыма, в балке, распластав лапы своих многочисленных корпусов, залег комбинат Днепровский - жемчужина советской металлургии.

На десяток километров в стороны от корпусов змеятся улицы и переулки - конца - краю им нет. Это - Каменское, промышленный, чисто пролетарский город, насчитывающий до 35.000 жителей.

Лет тридцать - сорок тому назад здесь была степь. Широкие украинские степи от Таганрога и до Николаева хранили в своих недрах огромные богатства. Иностранный капитал прорубил окно в Донбасс, и вот поляки и бельгийцы пришли в село Каменское, чтобы воздвигнуть тут колоссальную махину.

Застучали топоры, зацокали молотки, зашуршали рубанки, заплакали пилы. Вырос маленький рабочий город, вырос маленький Днепровский металлургический завод.

В то время на заводе насаждалась культура по особому методу.

В каждом цехе стояла большая витрина, как шкаф. В этой витрине занимал особую жилплощадь «святитель». Перед каждым таким угодником, денно и нощно горела лампада, и специальный человек следил за порядком. В день именин «святителя» цех - обладатель его - не работал. Двенадцать рабочих часов хозяин вычеркивал из своего бюджета на «культурное» дело. В этот день приходил к иконе попик, честно зарабатывая «трояк», что - то бурчал под нос, а директор завода Макоматский по дороге, заранее устланной коврами, важно шествовал, раздавая рабочим по полтине «на рыло».

На полтину пили до потери сознания, заливая горе непробудное.

Рабочая учеба

Октябрь сказал свое слово, и в результате этого Днепровский завод стал носить имя борца - человека, Феликса Эдмундовича Дзержинского. Каменское увеличилось в десять раз. Только за последние два года выросло в этом рабочем городе около 1.000 домов. Большие рабочие поселки прямоугольниками легли на нетронутую целину. Трехэтажные, большие благоустроенные дома. Для молодежи отдельные домишки, комнаты, общежития.

В рабочей квартире можно теперь увидеть не только электричество - тут вам и ванная комната, и паровое отопление, и водопровод, и радио.

Вырос в Каменском индустриальный техникум. Еще в голод и холод комсомолец и старый рабочий осиливали инженерные науки. Много бывших рабочих взяли в свои руки руль производства. Таковы Крикенд - помощник начальника вальцетокарного цеха, Яловой и другие.

До 300 человек, из коих 50 стариков, грызут в этом техникуме гранит науки. Утром на производстве, вечером в техникуме - вот как выковываются в течение пяти лет красные специалисты.

А кто не может по пять лет учиться, тому двери открыты в вечерние профтехкурсы. Тут вы можете увидеть девятнадцатилетнего Макара Иншакова, совершившего из любопытства пешком экскурсию на Днепрострой, рядом с Петром Демьяновичем Коршуном.

Тов. Коршуну без малого 56 лет. Он партиец. У него две дочери в вузах, одна в профшколе, а последняя замужем. Он же на старости лет решил:

- Постольку поскольку (ударение непременно на «у») наша власть - нам и учиться.

Поэтому он спрашивает, как это случилось, что вместо аршина метрами теперь «кроют». Ему объясняют.

- А это что такое метр? - любопытствует он. - Откуда он взялся?

- Это одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены