Тысячники

Ив Киселев| опубликовано в номере №148-149 , март 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Темпы в кубической степени»

Они пришли с заводов - от станков, машин, от типографских касс и сели за парты. Сменили сверло, ключ, верстак на алгебру, физику, синтаксис. Кряжистые, мозолистые руки непривычно повертывают «нежный» угольник; окаймленные морщинами глаза с любопытством всматриваются в латинские знаки.

- Тысячники?

- Да, «тысячники». Они не зря носят отличное от других учащихся название. Это название не только говорит о том, что здесь собрались лучшие представители рабочего класса, уже поработавшие у станков и машин, с жизненным багажом, с богатым революционным прошлым. Слово «тысячник» возникло в реконструктивный период вместе со словами пятилетка, рационализация, тракторострой, колхоз, совхоз и т. д. Оно тесно связано с бурлящим темпом социалистического строительства. «Тысячники» - это новый революционный темп в учебе. Невиданный темп, негаданный!.

Пусть посмотрят буржуазные барчуки и «классные» дамы, претендовавшие на умение учиться и познавать высшую науку, на «тысячников». Представители буржуазии считали, что рабочий класс не способен к учебе, что он больше имеет склонность к физическому труду, что наука - удел избранных. Белогвардейские кликуши орали о бессилии большевиков, пророчили, что коммунисты способны лишь ломать, разрушать, что строить им не под силу. Ошиблись, дали осечку. Теперь бита последняя надежда заграничных «балалаечников» относительно того, что большевики не сумеют овладеть технической наукой, техническими знаниями, что можно расстраивать советское хозяйство путем создания вредительских организаций.

- Берегись! Эй, кто там еще, нацепив кокарду на фуражку, вставляет клинья в шестеренки, кто еще продолжает вредительствовать!...

- Вы говорите темпы? Просто непонятно, странно в пять месяцев окончить среднюю школу, - замечает недоуменно растерявшийся старый педагог на одном из академических заседаний по подготовке московских «тысячников».

Семь лет в свое время сидели люди над алгеброй. С мучительной тоской зазубривали избранные барчуки и дамы разложение на множителей.

- Квадрат первого числа плюс удвоенное произведение первого на второе, плюс квадрат второго...

Над изучением корней умудрялись просиживать по полгода. Правда, нам корни даются легче, нам как - то кстати их изучение, мы вместе с алгебраическими корнями извлекаем и последние капиталистические корни в нашей стране. Нам некогда задерживаться. Темп в строительстве, темп в промышленности требуют темпов в учебе.

- Ну, и неучами выйдете, как можно в пять месяцев пройти среднюю школу! - замечает обыватель. Слов нет, обывателю непонятно это, он не может освоить ни наших темпов в промышленности, «и наших темпов в учебе. Он сам просидел 10 - 15 лет за партой и сейчас еще не умеет объяснить ни одного физического закона, отсылая все недоуменные вопросы к богу. А, ведь, это он, обыватель, а, ведь, это он, сын почетного, а где уж там рабочим.

«Тысячники» берут невиданные темпы не только по количеству, но и по качеству. Вот беспристрастный отзыв одного из преподавателей курсов «тысячников».

«Наша программа сверхударная. Казалось, нет никаких надежд, что люди сумеют переварить ее. К тому же многие пришли, не зная арифметики, не зная простой орфографии. Но вот пришли эти новые люди, и всякое сомнение было снято. Как - то по - своему берутся они за учебу. Цепко берутся. Ничто не берут на веру. Отбрасывают все, что непонятно, и заваливают сотнями вопросов. А последнее время учебы, когда мы подошли к середине алгебры и геометрии, обнаружились большие способности к восприятию у большинства слушателей. Стало понятно, что эти люди сумеют переварить все за пять месяцев, что нам давалось годами»...

Этот отзыв преподавателя глубоко правдив. Несомненно, что «тысячники» с большим успехом усвоят программу средней школы, нежели это делали гимназисты, реалисты, семинаристы и другие «исты» и придут совершенно подготовленными во втуз.

Конечно, это нелегко дается. Но и здесь трудности связаны с огромнейшим ростом.

Вся московская «тысяча» разбита сейчас на группы и занимается при московских рабфаках. При рабфаке им. Артема в трех группах учатся замоскворецкие коммунисты.

На дневных курсах занимается 70 человек. Абсолютное большинство - рабочие от станка. Рослая, крепкая молодежь, уходящая из комсомола. Есть, правда, и комсомольцы, но есть и пожилые, почтенные, обремененные семьей товарищи.

- Конечно, семья мешает. Дети не дают заниматься, - замечает печатник Елисеев, отстающий несколько по математике.

Но выход найден. Надо сделать так, чтобы и семья не мешала и не было отстающих. Каждая учебная группа разбита на бригады человека по 3 - 4. Там сильные помогают слабым - выравнивают группу. Между группами и бригадами развернулось широко соревнование. Ведется точный учет успеваемости. Занимаются бригады в рабочих или партийных клубах, вдали от шумливых детей, шипящих примусов.

Дисциплина на курсах серьезная, распорядок заводской. Опоздал - выговор, не подействует, еще раз, проспишь, тогда пеняй на себя. Пропусков совсем нет, явки стопроцентные.

Ровно в 8 часов затихает шум, пустеют коридоры - и все по местам, по партам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены