Творец пламенных песен

Р Самарин| опубликовано в номере №690, февраль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 100-летию со дня смерти Генриха Гейне

«Я - меч, я - пламя!» - так говорил Гейне о своей миссии поэта - борца. Не только творчество, но я вся жизнь поэта подтверждает эти слова. Выходец из купеческой семьи, Гейне сумел порвать с узкой и душной средой, которая его окружала, и взял на себя смелость высказать чувства всего немецкого народа.

Уже в ранних своих произведениях - в «Книге песен», «Путевых картинах» - молодой поэт выразил не только горячую любовь к своей стране и своему народу, но и ненависть к его поработителям, стремление к жизни иной, богатой большим содержанием.

Французская революция 1830 года восхитила и увлекла Гейне. Он уехал в Париж. Бурная общественная жизнь Франции стала для него серьезной школой. Здесь Гейне смог выработать более глубокий и реальный взгляд на всю эпоху и на судьбы Германии, томившейся под гнетом феодальной реакции.

В замечательных работах, посвященных истории немецкой культуры («К истории религии и философии в Германии», «Романтическая школа»), написанных в 30 - х годах, он раскрывает значение передовой традиции в общественной мысли Германии, выступает последовательным противником реакционных течений в философии и литературе. Особое место занимает созданный в эти же годы цикл очерков «Французские дела». Если раньше Гейне видел врагов народа преимущественно в аристократах, в защитниках феодального строя, то теперь он видит их и в буржуазии.

Новый подъем поэтического творчества Гейне наметился в начале 40 - х годов. К этому времени поэт окончательно разочаровался в деятельности немецкой буржуазно - радикальной эмиграции, с которой сблизился в первые годы пребывания во Франции. Гейне убедился, что только революция, восстание народных масс, сможет изменить положение в Германии, открыть путь к воссоединению страны и обновлению ее жизни. Гейне становится поэтом! немецкой революционной демократии. Об этом свидетельствуют его стихи 40 - х годов и прежде всего цикл «Современные стихотворения», направленный против пруссачества, против князей и филистеров. Его стихи звали к восстанию.

Славь германскую свободу

В песне пламенной, поэт,

Чтобы песнь твоя гудела,

Чтобы нас звала на дело,

Как марсельский гимн народный...обращался Гейне в стихотворении «Тенденция» к немецким поэтам, призывая их встать в первые ряды борцов за свободу Германии.

Среди политических стихотворений Гейне следует особо выделять «Силезских ткачей» - отклик на восстание силезских ткачей 1843 года. Энгельс в статье «Быстрые успехи коммунизма в Германии» процитировал это стихотворение полностью, назвав Гейне «наиболее выдающимся из современных немецких поэтов».

В «Силезских ткачах» Гейне создал обобщенный образ рабочего класса - могильщика старого мира, «старой Германии». Стихи эти дышат нарастающим революционным протестом, в них ясно сказалось усиление реалистической направленности в творчестве поэта.

Тема революции звучит и в книге очерков «Лютеция», в которой дана широкая характеристика французского буржуазного общества.

В 1844 году была написана лучшая из поэм, «Германия. Зимняя сказка», содержащая сатирическую картину немецкой жизни, сонной, затхлой, провинциальной. С горькой иронией описывая современную ему немецкую действительность, Гейне вместе с тем говорил о приближении революционной бури; он верил, что она изменит, очистит Германию. В этой поэме Гейне выступил как подлинный патриот. Он ждал от грядущей революции воссоединения страны.

Несомненно, что подъем! в творчестве Гейне был связан прежде всего с усилением общественного движения в Германии. Очень важную роль сыграло и знакомство с Карлом Марксом, который заботливо, и внимательно отнесся к поэту. Гейне читал Марксу свои новые стихи и очень дорожил его мнением. Это помогло поэту выработать ту воинствующую революционную эстетику, которая свойственна его лучшим произведениям. Поэт навсегда сохранил чувство глубочайшего уважения к великому основоположнику научного коммунизма. Маркс высоко оценивал поэтический талант Гейне, однако не закрывал глаза и на острые противоречия, которые имелись в его творчестве.

Последнее десятилетие жизни поэта было омрачено тяжелой болезнью. Но и прикованный к постели, Гейне оставался певцом земных радостей. Он горячо отозвался на события 1848 года, от всей души желал народам Европы победы над силами реакции.

Поэт имел право считать себя участником героической борьбы за свободу, которую вели лучшие люди его времени.

Как часовой, на рубеже свободы Лицом к врагу стоял я тридцать лет, -

этими словами начал он одно из стихотворений, в котором подводил итог своей поэтической и общественной деятельности.

Произведения Гейне высоко ценила передовая русская критика XIX века - Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов. Русские поэты переводили его песни и стихи, композиторы писали на них музыку. Великий пролетарский писатель М. Горький назвал имя поэта в числе крупнейших представителей мировой литературы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены