Творческая должность

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1049, февраль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Конечно, если он видит только эту деталь, радости мало. Человек должен видеть больше. Видеть и дальние итоги своей работы, чувствовать общественную целесообразность своего труда. Помнишь, как провожали станок? Там ведь не только сборщики были. Люди из других цехов приходили. Один для этого станка маленькую деталь выточил, а второй огромный корпус отлил. И каждый из них знает, что это ЕГО станок.

— Но вот этот творческий настрой на работу, зависит ли он от возраста, опыта, знаний?

— Как-то не приходилось задумываться над этим. Умение от опыта зависит, это точно. А творческое отношение к делу? Тут истоки нужно скорее всего искать в воспитании человека, в его сознании. Ведь работу и за станком надо понимать не просто как производительный труд, но и как общественную деятельность человека. Нет, дело не в возрасте. Стоит иной ас у станка, детали отсчитывает да в уме их на копейки перемножает; для него труд — лишь достижение средств к жизни. Не больше. А вот на проходной у нас мальчишку задержали. Маленькую деталь выносил. Конечно, непорядок это с формальной точки зрения! Но начали разбираться: что да почему? И выяснилось: хотел парень перед друзьями да домашними похвастаться — первую деталь сам выточил. Всю смену над ней мучился. Не оправдание это для выноса детали, но ведь искренний и хороший порыв молодого парня тоже со счетов сбрасывать неверно! Вот и сравни этих двух рабочих!

— Но если подходить к делу чисто практически, первый даст предприятию больше пользы.

— Данному производству, может быть. Но не государству.

— Нет ли здесь противоречия?

— Из противоречий жизнь складывается. Так вот, предприятию важно выполнить план. Конечно, не все равно какой ценой, но важно. Да и государство в этом заинтересовано. Но в то же время страна наша заботится не только о развитии производства, но и о развитии личности. Для нее этот мальчишка — будущее.

— Вот мы говорили с вами о предприятии, заинтересованном только в плане.

— Таких предприятий нет. Есть такие руководители предприятий. И именно они находятся в противоречии с государственными интересами. Правда, их, думаю, совсем мало осталось. Время другое.

— Значит, предприятие так же, как и государство, заинтересовано не только в выполнении плана, но и в воспитании творческого работника?

— В последние годы на многих предприятиях составляются планы социального развития. Благодаря им каждый работник может увидеть, что ждет его на заводе через год-два, даже через десять. Он может определить и свои усилия, направленные на создание своего будущего, на достижение своей цели, и ту помощь, которую окажет ему предприятие, чтобы усилия эти оставались ненапрасными.

— Наверное, осознание реальной перспективы значительно сократит текучесть кадров.

— Конечно.

— Не приходилось ли вам анализировать причины ухода рабочих с предприятия? Ведь и с вашего завода уходят, несмотря на то, что вы станки уникальные выпускаете.

— Уходят. Причины разные. Мне со многими из уходящих говорить приходилось. Особенно с молодыми. И никто не сказал, что из-за денег. Рабочие у нас неплохо зарабатывают. Чаще всего уходят, потому что работа не устраивает.

Полгода у нас проработал паренек один и заявление написал — собрался уйти. Разговорились мы с ним, оказывается, он и завода не знал толком. Набиваюсь ему в экскурсоводы. Вместе по цехам прошли, по душам поговорили. Забрал он заявление. Теперь на соседнем участке работает, техникум заканчивает.

— Ну, не всегда таи легко бывает повернуть человека.

— Я и не говорю о легкости. Но надо, чтобы человек видел и знал не только свой станок. И если он нутра нашей работы не разглядел, только мы, его окружающие, и виноваты. Я честно считаю, что в доброй половине заполненных «бегунков» повинны старшие. Надо помочь молодому человеку разглядеть в его работе изюминку, то зерно, из которого вырастает и любовь к своей профессии и ощущение радости от труда. Рабочий у нас — должность творческая. Не по справке из отдела кадров, а по сути своей.

— Маркс говорил о том, что труд со временем станет не только потребностью...

— ...но еще и источником наслаждения. Так?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены