Твой автопортрет

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1420, июль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

4 тысячи читателей откликнулись на анкету «Смены»

На публикацию под таким заголовком в первом номере журнала редакция получила 4 тысячи заполненных анкет. Они содержат громадный фактический материал, позволяющий судить о том, как и чем живет советская молодежь, каковы ее планы, стремления, надежды. Настоящей статьей мы начинаем публикацию результатов анкетирования. Но перед этим нужно сделать кое-какие необходимые пояснения.

Некоторые читатели полагают, что анкета должна была быть много больше и шире, охватывать, в частности, разнообразные молодежные увлечения, содержать вопросы о любимых певцах и актерах и т. д. Однако нельзя объять необъятного. Анкета и без того получилась чрезвычайно большой и громоздкой. Некоторые вопросы были включены в нее для того, чтобы можно было сопоставить полученные результаты с результатами других обследований молодежи, регулярно ведущихся научными учреждениями, чтобы можно было судить о том, что и в каких направлениях меняется.

Читатели не статистики и не социологи. И вполне понятно, что не всем ясны возможности анкеты, их пределы, сущность получаемых в конечном счете данных. Один из читателей пишет: «С нетерпением жду результатов моей анкеты», — предполагая, как можно понять из письма, нечто вроде разгадки его характера и личной жизни.

Массовые анкетные данные могут дать только общую картину, показать определенные тенденции развития; разного рода частные отклонения от средних здесь неизбежно взаимопогашаются. Выявляются характерные черты именно массы, а не отдельных составляющих ее лиц.

Журнальное анкетирование по самой своей природе не может быть репрезентативным, то есть представлять разные группы анкетируемых в тех же соотношениях, в каких они находятся в живой жизни, в реальности. Анкеты поступают преимущественно оттуда, где больше подписчиков журнала. Их заполняют наиболее социально активные люди.

Одним словом, анкеты дают несколько завышенное, «приподнятое» представление о нашей молодежи. И если, скажем, подавляющее большинство заполнивших анкеты десятиклассников желает во что бы то ни стало получить высшее образование, а многие — стать кандидатами и докторами наук, то это еще отнюдь не означает, что так настроено и «молчаливое большинство» десятиклассников, анкет которых мы не получили.

Перед начатом публикации результатов анкетного обследования стоит кратко напомнить об особенностях нынешнего положения молодежи в обществе и тенденциях его развития.

Три главные функции выполняет молодежь в обществе: учится, работает, рожает и воспитывает детей. И во всех этих отношениях объективно обусловленные требования к молодежи повышаются.

Давно ли ушло время, когда подавляющее большинство молодежи ограничивалось неполным средним образованием! С середины 70-х годов всеобщим обязательным стало среднее образование. Проводимая ныне реформа общеобразовательной и профессиональной школы вновь увеличивает продолжительность образования: оно становится одиннадцатилетним в общеобразовательной школе и двенадцатилетним для тех, кто после восьмого класса поступит в училища профтехобразования. Кроме того, у нас 4,5 миллиона учащихся средних специальных учебных заведений и 5,1 миллиона студентов вузов. Их доля среди молодежи резко поднимается в связи с уменьшением ее численности. Число студентов в 1985/86 учебном году равнялось 25 процентам от числа родившихся в 1966 — 1970 годах.

Теперь образование — как основной вид деятельности — занимает уже треть всего времени молодости — 5 лет из пятнадцати. А кроме того, теперь большинству, людей требуется учиться всю жизнь.

Но общество заинтересовано и в том, чтобы молодежь как можно больше работала в народном хозяйстве.

В ближайшие годы из возрастов, для которых характерна наивысшая рождаемость, будет выходить многолюдное поколение, родившееся в пятидесятые годы и начале 60-х, а входить в этот возраст будет малолюдное поколение рождения второй половины 60-х и начала 70-х годов. При сохранении нынешней повозрастной рождаемости число ежегодных рождений упадет примерно так же, как в 60-е годы. Напомню, что в 1960 году родилось 5 миллионов 341 тысяча детей, а в 1967-м — всего 4 миллиона 93 тысячи. Повторение такого спада имело бы очень неприятные последствия.

Нужно, следовательно, повышение рождаемости. А сделать это может лишь молодежь. Теперь у матерей в возрасте до 30 лет родится три четверти всех детей (до войны — только половина).

Как видим, молодежь теперь должна и больше учиться, и больше работать, и больше детей рожать. А эти три главных дела молодежи в обществе конкурируют между собой, взаимно ограничивают друг друга.

Следовательно, нужно найти методы оптимального сочетания этих одинаково важных и невзаимозаменимых функций молодежи так, чтобы все они выполнялись на необходимом стране уровне.

Границей между детством и юностью обычно — и вполне справедливо — считают пятнадцать лет. Раньше между ними выделяли еще отрочество, но теперь это понятие, кажется, забыто.

Разумеется, грань эта условна и подвижна, ибо бывают, к сожалению, и двадцатилетние, и еще более взрослые «дети».

К пятнадцати годам происходят общеизвестные физиологические и психологические изменения, на которых мы здесь останавливаться не будем. Но, кроме того, это возраст, когда приходится принимать первые важные личные решения, прежде всего о будущем своем месте в обществе, о том, кем стать.

Именно в пятнадцать лет происходит первое «генеральное» разделение общего до того потока школьников на три главных: одни продолжат образование в общеобразовательной школе, другие поступят в средние специальные учебные заведения, третьи — в училища системы профессионально-технического образования.

Выбор одного из этих путей многое предопределит во всей будущей жизни нынешних восьмиклассников. К сожалению, именно они прислали сравнительно немного заполненных анкет, оказавшись несравненно пассивнее десятиклассников, не говоря уж о студентах. То ли мало их выписывает «Смену», то ли их еще мало интересуют те вопросы, которым посвящена наша анкета. Вероятно, и то, и другое вместе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Соло для большого города

Московский театр-студия на юго-западе

И счастье было так возможно…

Молодёжь и культура

Курить или жить? Десять писем о табаке

Публикуя эти материалы, мы хотим заставить задуматься тех, кто еще курит, помочь тем, кто хочет расстаться с сигаретой, протянуть руку помощи тем, кто борется с курением