Туфли не для золушки

Анатолий Суровцев| опубликовано в номере №1275, июль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Подряд диктует бригаде все: темпы, качество, экономию материалов. Вдумайтесь: весь объект, большой жилой дом, предоставлен в наше полное распоряжение. Примерно то же самое происходит и на промышленных предприятиях, где внедрен хозрасчет, – бригаде доверяется полностью сделать тот или иной агрегат, деталь, узел. Конечно, при этой системе, как никогда, требуется высокий профессионализм каждого рабочего. Но он базируется на прочной основе, на профессионально выверенной организации труда, планировании, снабжении. В таких условиях мы избавлены от необходимости требовать безусловного исполнения обязанностей. Бригадный подряд все ставит на свои места, показывает, кто есть кто и чего он стоит. Грубо схалтурить здесь невозможно – этим ты ударишь по самому себе: за халтуру спросит не «начальство» – твои собственные товарищи.

Бригадный подряд снимает проблему дисциплины. Если уж я заговорил о дисциплине. то мы иногда понимаем ее нарушения упрощенно – как опоздания, прогулы и т. п. Но главное зло недисциплинированности, по-моему. в другом – в неисполнении своих обязанностей. Это не всегда так бросается в глаза, как прогул, но вред приносит не меньший. В какой бы отрасли я ни работал, если б пришлось выбирать между мастером-виртуозом, способным при желании поразить мастерством, и человеком средних способностей, но наделенным чувством ответственности, то без колебаний выбрал бы второго. Профессионал – это прежде всего человек надежный. Поэтому и вещи, сработанные им, всегда надежны, будь то дом или шкаф... Так вот: при бригадном подряде коллективная ответственность воспитывает ответственность личную – в этом, наверное, нравственный смысл бригадного подряда.

...Если спросить любого рабочего, что ему мешает больше всего, он наверняка скажет: неритмичность. Простои, чередующиеся с физическими перегрузками, нарушения плановой и технологической дисциплины – все это никак не может вызвать желания работать лучше. В самом деле: не кто иной, как рабочий, расплачивается за ошибки других. Скажем, подвели снабженцы, а на вторую смену – спасать план – остается рабочий...

Недавно, когда мы строили два шестнадцатиэтажных корпуса на Алтуфьевском шоссе, я видел «классический» пример беспорядка в строительстве. По соседству возводила дом бригада из ремстройтреста. Так им привозили стройматериалы навалом, без счета, без определенной последовательности. Бригада еще на третьем этаже, а ей везут... чердачные перекрытия. Я не знаю, какая квалификация у этих строителей, но в любом случае беспорядка при таких условиях им не преодолеть, многих ценных материалов не сохранить. А о ритме в работе и речи нет. Бригада расплачивается за неправильно, безответственно организованный труд.

Я смотрел и невольно сравнивал со своей бригадой. Почему же мы можем работать в ритме, монтировать дом «с колес», получать детали по часовому графику? Ответ простой: наша бригада является частью домостроительного комбината – предприятия, объединяющего строителей и заводы-изготовители конструкций домов. График – а следовательно, ритм, отсутствие простоев – возможен только там, где строители и заводчане связаны одной целью: конечным результатом труда. То есть вводом в строй жилой площади.

Итак, могут спросить меня, вся проблема в правильной организации труда, а личный профессионализм рабочего мало что решает?

Разделять эти понятия было бы неверно. Успех дела в равной степени зависит и от организации труда и от личных качеств каждого рабочего – тут должно быть неразрывное единство. Любой самый совершенный станок можно испортить неумелым обращением; любую НОТ загубить плохим исполнением. И наоборот, противопоставить трудностям личный профессионализм.

Я помню, как нам довелось строить в Москве экспериментальный дом новой серии. Многие элементы дома изготавливались и монтировались впервые; то, что на чертежах не вызывало сомнений, в натуре не вписывалось в контур здания, не состыковывалось с нужной точностью. Плановый график «горел». И тогда по ходу монтажа стали поступать предложения от рабочих – как исправить конструктивный узел, улучшить технологию строительства. Опытный штукатур, инструктор треста «Мосоргтехстрой» Алексей Михайлович Ливанов и наши рабочие Леонид Худяков и Евгений Вишняков сделали новую опалубку – бетонирование пошло в три раза быстрее. Я думаю, на интересную мысль их натолкнул не только многолетний опыт работы на стройках. Полученные знания сами по себе могут быть и бесполезным, мертвым грузом. Настоящего же профессионала отличает способность критически анализировать свой опыт, чтобы в нужный момент из суммы накопленных знаний выделить самое рациональное решение. Так и произошло в данном случае.

Потом обнаружилось, что если сдвинуть санузел к одной из наружных стен, то размер кухни можно увеличить на целых четыре метра. То, что не увидели инженеры и проектировщики, «руками» почувствовал рабочий. В результате изменили (хотя очень нелегко было этого добиться) готовый проект. А всего на строительстве этого дома члены бригады подали 30 рацпредложений. Вот вам и цена профессионального чутья рабочего, коллективного опыта бригады.

Правда, экспериментальные дома приходится строить не каждый год и даже не каждую пятилетку. Уникальность задания, повышенное внимание к бригаде, простор для эксперимента, возможность проявить индивидуальность обостряют чувство ответственности. Куда трудней «рассчитать» это чувство, интерес к делу на многолетнюю серийную работу.

Мне повезло: десять лет назад я принял у Героя Социалистического Труда Геннадия Масленникова коллектив прекрасных специалистов. Первому среди строительных бригад Москвы ему было присвоено звание коллектива коммунистического труда. Люди не просто хорошо работали – они были настоящей опорой друг другу. Если бы у нас собрались непрофессионалы, то не могло быть настоящего единения людей. Профессионализм пробуждает высокие нравственные качества: дружбу, взаимовыручку, способность жертвовать своими интересами ради товарища. Например, сварщик Царьков несколько лет работал только во вторую и третью смены, чтобы его товарищи могли учиться в институтах, техникумах. Кстати говоря, со дня образования бригады 27 человек получили дипломы о высшем образовании. Но, став инженерами, люди переходили на другую должность не сразу, сначала они помогали тем, кто еще учился, тем, кто начинал трудовую деятельность. Таким образом, профессионализм у нас всегда как бы передавался от поколения к поколению. Все в бригаде старались передавать новичкам не только профессиональные навыки по какой-либо специальности. Есть вещи, которые зависят не столько от знаний, сколько от внутреннего отношения к делу. К примеру, позаботиться об отоплении корпуса, убрать после себя мусор, остатки стройматериалов, чтобы отделочники могли спокойно заняться своими обязанностями. Иначе говоря, новички в бригаде учились ценить не только свой труд, но и труд коллег. Все это нельзя даже считать особым достижением бригады – обычный порядок, культура работы.

Работа у строителя не из легких. Я не буду подробно расписывать, как мы работаем в жару и мороз под открытым небом, под дождем и снегом, – это каждый может наблюдать. Здесь речь о другом: как при всех испытаниях не позволить себе халтуры, бросить неоконченной работу, потому что холодно, ветер на высоте и так не хочется возиться

с замерзающим раствором... Я думаю, основы профессионализма наставник должен закладывать с первого знакомства с новичком, ничего не оставляя «на потом». И ни в коем случае нельзя быть снисходительным! Как часто именно снисходительность губит даже талантливых ребят! Ученик допустил оплошность. недоделал что-то. Наставник смолчал или, еще хуже, «подбодрил» – ничего, мол, и так сойдет. Насколько легко привыкнуть работать тяп-ляп, настолько трудно отучиться от такой привычки. Вообще-то ко всем профессиям это относится: в любом изделии качество должно гарантироваться чувством ответственности.

Но одними словами, убеждением, конечно же, его не воспитаешь. Нужна система, такая, в частности, чтобы любая халтура даже случайно не прошла незамеченной. Но что говорить, если и заводские ОТК иногда пропускают дефекты? Уже давно наша бригада, как коллектив Владимира Затворницкого и других строителей, сдает дома с гарантийными паспортами. Это значит, если жильцы со временем обнаружат скрытые дефекты, мы бесплатно, по первому требованию их исправим. Срок гарантии два года, но только формально. Этой весной мы послали двух монтажников на ремонт дома, сданного семь лет назад. Что с того, если срок гарантии давно истек, а столбы, поддерживающие козырек над подъездом, осели по чужой вине – фундаментостроителей? Дом – наш. Профессионал не будет искать виновных. Просто придет и исправит.

Привычка к высокой требовательности помогала нам избегать конфликтов, даже когда посторонним они казались неизбежными. Был случай, когда государственная комиссия намеревалась принять дом с оценкой «отлично», но наша бригада не согласилась. Еще до комиссии мы обсуждали свою работу и пришли к такому выводу: вроде все сделано на совесть, но из-за дефицита некоторых стройматериалов не удалось красиво отделать дом снаружи, выгляди-тон все-таки не очень хорошо, не радует глаз. А потому заслуживает не больше «четверки». Оценка, которую профессионал выставляет сам себе, может быть занижена, но никогда – завышена. Это уже следствие неравнодушия к собственной работе.

Хотя в бригаду к нам попасть нелегко – мы люди разборчивые, – не следует думать, будто набираем только асов. Кстати сказать, до соприкосновения с делом человек подчас сам не подозревает, в чем его профессиональное призвание кроется. Сергея Полякова мы приняли в .бригаду, когда он в строительстве вообще ничего не смыслил. Обучили его монтажу, смотрим – справляется. Но однажды взялся за сварочный аппарат – и сразу получилось почти профессионально! Знаю людей, которые годами занимаются сваркой, а такого ровного и чистого шва не выходит.

И таких ребят, понятия не имеющих о стройке, мы приняли, отказав обладателям высоких разрядов, немало. Приняли, потому что почувствовали в них характер, интерес к делу. В то же время – может показаться странным – брали к себе парней с судимостями и так называемых «трудных». Ничего. справились. И вообще, на наш взгляд, любая индивидуальность лучше, перспективнее, что ли, чем человек, абсолютно равнодушный.

...Я не хочу, чтобы подумали, будто единственный долг профессионала – автоматически исполнять технологию, слепо копировать чужие проекты. Разве рабочий – только механический исполнитель чужой воли? То, что это не так, мы доказали сами себе на экспериментальном доме. Но даже на «обкатанных» в серии домах, машинах, вещах рабочий имеет возможность улучшить их внешний вид, эстетический уровень, если те же типовые проекты исполнять с максимумом старания, взыскательности к своему труду. Это непременная черта характера уважающего себя профессионала.

Нам, работающим для миллионов людей, требуется мастерство иного толка, чем у тульского Левши. Поставить качество работы «на поток» – может, это и потруднее будет, чем блестяще сделать уникальную вещь. Между тем большинство строителей – и мы не исключение – работают все-таки ниже своих возможностей. Мы убедились в этом особенно наглядно, когда решили построить дом, эталонный по качеству. Москвичи, должно быть, знают: он расположен в Ивановском, типовой девятиэтажный дом. Для консультации мы пригласили все того же Алексея Михайловича Ливанова, «профессора» штукатурного дела. Он приехал со своим инструментом, обеспечил бригаду шпателями новой конструкции, пенопластовыми терками, металлическими гладилками, хорошими отделочными смесями. Ливанов не только консультировал. Надев рабочий халат, он часами трудился рядом с нашими штукатурами. Глядя на них, нельзя было не увидеть, что даже в самом простом рабочем деле могут быть свои открытия, новизна... В тот дом, скажу без преувеличения, ребята вложили душу, блеснули мастерством. На сей раз комиссия поставила полноценное «отлично».

Можем, значит, так строить? Можем. Но... больше не строим. Для эталонного дома и панели на заводе готовили особенно тщательно, а доставляли в полиэтиленовой упаковке. Обычно панели делают несравненно худшего качества. Очевидные дефекты мы исправляем сами. Но «вылизать» до блеска каждую деталь не в состоянии. Поневоле наша продукция получается чуть хуже, чем могла быть. Как сборщик не соберет отличного механизма из некондиционных деталей, так и строитель не возведет отличного здания из недоброкачественных деталей. Иногда даже и не скажешь, что явный брак: отклонения в пределах. ГОСТа. Но могли же. постаравшись, сделать эталонные детали? Значит, мастерства заводчанам не занимать. Чего же не хватает? Профессионализма...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены