Трудный возраст

Евг Рубин| опубликовано в номере №904, январь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему же нет тренерских школ в других «хоккейных» городах? В любой области, где есть хоккейная команда класса «А», существует либо институт физкультуры, либо факультет физического воспитания при педагогическом институте. Значит, есть главное - преподаватели, которые могут научить основам анатомии, физиологии, медицины, основам спортивной тренировки. А тренер команды класса «А» сумеет давать уроки современного хоккея.

Но тренерских школ нет. Как, впрочем, нет и других школ - хоккейных школ для детей. Их нет по единственной, явно неуважительной причине: играли же раньше без школ, и ничего, выигрывали, значит, нечего и беспокоиться.

Да, раньше школ не было. Но и хоккей раньше был не тот. Разве можно считать, что мы догнали Канаду, если наша сборная побеждает лучшую из любительских команд родины хоккея? Вот когда мы будем готовы к матч-турниру «50 против 50» - пятьдесят советских команд против пятидесяти канадских, - тогда, и только тогда, мы сможем сказать: «Догнали!»

Но представим себе на секунду, что все «школьные» беды позади. Есть всюду школы хоккейных тренеров, есть в каждом городе детские школы. Скоро знаменитые хоккеисты закончат свои школы и придут в детские, чтобы учить мастерству ребят.

Нет, скоро этого не произойдет. В Москве школа тренеров - двухгодичная. Учатся в ней обычно четыре-пять лет, а многие бросают вообще. И вовсе не потому, что ленивы. Занятия в этой школе, как и во всех прочих, начинаются осенью и заканчиваются весной. Во всех прочих такое расписание, наверное, единственно правильное. В хоккейной школе тренеров - единственно неразумное. Хоккеист встает на лед осенью, а снимает коньки весной. За зиму он должен сыграть сорок матчей чемпионата страны, два десятка международных, исколесить полстраны, слетать за границу и тренироваться, тренироваться, тренироваться... Вот и не хватает у большинства сил учиться.

Мне скажут: а как же инженеры Майоровы? Как сумели закончить институты Владимир Юрзинов, Михаил Ржевцев, Вячеслав Старшинов, Виталий Давыдов?

Все правильно: если ты особенно трудолюбив, если у тебя к тому же среднее образование и ты начитан, можно уложиться и в два года. Однако я не осмелюсь утверждать, что большинство хоккеистов удовлетворяет этим требованиям. Речь-то идет не о единицах. Школы должны выпускать сотни людей, чтобы наш хоккей смог получить несколько десятков хороших специалистов. Значит, надо как-то иначе построить учебный год хоккеиста.

Мы можем, мы обязаны создать целую систему - от курсов до кафедр высших учебных заведений - подготовки хоккейных тренеров. Иначе наш хоккей не застрахован от кризисов.

Это всегда так: как бы ни была велика и серьезна проблема, она обязательно состоит из многих других, куда более мелких. Мы с вами завели разговор о возрасте и географии советского хоккея, а в конечном счете занялись «трудоустройством» тренеров и даже расписанием школьных занятий.

Но ничего не поделаешь, говорить об этом нужно. Теперь, когда телевидение сделало нас с вами соучастниками международных триумфов советских хоккеистов, мы особенно остро переживаем счастливые минуты их побед, которые становятся и нашими победами. И мы хотим, чтобы эти победы не были преходящи.

Вот почему я не побоялся прослыть брюзгой и написал эти заметки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены