Триумф Венского фестиваля

Василий Ардаматский| опубликовано в номере №774, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Закончился VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Вене. Десять дней внимание юношей и девушек всех стран мира было приковано к великому форуму юности в австрийской столице. Открытый и свободный для всех, фестиваль полностью оправдал надежды миллионов. Восемнадцать тысяч представителей молодежных организаций из 112 стран еще раз а полный голос заявили о своей твердой решимости бороться за мир, теснее смыкать ряды борцов против империализма и колониализма, против войны.

Венский фестиваль нанес поражение тем, кто пытался помешать международной встрече, хотел расколоть молодежь. Позорно провалились попытки реакционеров организовать антифестивальные выступления, изолировать фестиваль от населения Вены. Достаточно сказать, что только на крупных мероприятиях фестиваля побывало около 700 тысяч венцев; 450 тысяч посетило национальные и международные концерты делегаций; 110 тысяч австрийцев и делегатов фестиваля вместе отметили праздник, посвященный миру и дружбе между народами. Для Вены, население которой немногим более 1,6 миллиона человек, эти цифры означают очень многое!

На фестивале каждая делегация имела возможность встретиться с десятками других, представляющих молодежь самых различных районов земного шара. Советские делегаты встречались с юношами и девушками США, Китая, Италии, ГДР, ФРГ, Югославии, Цейлона, Финляндии, Испании, Бирмы, Австрии и многих других стран. Наша делегация представляла молодежь самой миролюбивой державы мира, и потому советские юноши и девушки были желанными гостями всюду, где звучали песни дружбы.

Во время фестиваля состоялось 13 встреч по профессиям, 12 - по интересам, 6 международных студенческих семинаров с участием виднейших ученых мира. В 800 концертах и выступлениях приняли участие артисты и спортсмены более чем из 70 стран. Четыреста талантливейших представителей искусства выступили в художественных конкурсах.

Венские встречи молодежи показали всему миру, насколько глубоко утвердились идеи фестиваля а широчайших массах юношества. Эти идеи находят активную поддержку всех трудящихся, всего прогрессивного человечества.

Мир и дружба были хозяевами за огромным круглым столом фестиваля. Делегаты его, разъехавшись по родным краям, увезли горячую веру в торжество принципов мирного сосуществования народов.

Триумф Венского фестиваля - еще одна знаменательная победа сил мира над черными силами войны!

Лицом к лицу

Когда он родился, ему дали красивое имя Фестиваль, происходящее от испанского слова «фиеста», что означает праздник. Сначала он поселился в Праге, и к нему моментально съехались со всего света тысячи молодых людей. Там, в Праге, он спел своим друзьям такую замечательную песню, что ее подхватил весь мир и поет до сих пор. Я имею в виду песню дружбы, которую запевает молодежь и которую не задушишь, не убьешь...

Фестиваль оказался ребенком, одержимым страстью к перемене мест. После Праги он уже побывал в Будапеште, Берлине, Бухаресте, Варшаве, Москве и повсюду оставил о себе наилучшие воспоминания. Теперь он посетил Вену.

Вы заметили, конечно, что до этого Фестиваль путешествовал по столицам только социалистических стран. В этом мире он чувствовал себя прекрасно. Но после Москвы Фестиваль решил съездить и в мир капитализма. Рассуждал он так: «Почему я должен ограничивать свои поездки миром социализма, если миллионы моих друзей ждут меня и там, в странах капиталистических. И так уже мои враги обвиняют меня в том, что я делаю приятное только коммунистам. Это же неправильно! Я дорог всем, кто хочет, чтобы на земле были мир и дружба. Разве я виноват, что коммунисты тоже хотят мира и дружбы?»

Рассудив так, вполне логично, Фестиваль запросил у австрийского правительства въездную визу: хочу, мол, со своими друзьями провести десять дней в Вене, в городе, который любит музыку, танцы и вообще умеет веселиться.

Австрийское правительство визу выдало. Боже, как завопили по этому поводу свободные от совести австрийские (и не только австрийские) буржуазные газеты! «Коммунистическая оккупация Вены!», «Пропаганда коммунизма ломится в наши двери!», «Рука Москвы!», и прочее, и прочее...

Но вот Фестиваль приехал в Вену и в своем ярком, многоцветном костюме вышел на солнечные улицы, на красивейшие площади австрийской столицы. И тут произошло непонятное. Австрийская буржуазная печать погрузилась в могильное молчание, будто никакого Фестиваля в Вене нет. На венском стадионе в присутствии девяноста тысяч жителей столицы прошел грандиозный праздник открытия - венские газеты молчат. День за днем Фестиваль все шире расправлял свои крылья, и Вена почувствовала в нем друга, сердцем потянулась к нему - газеты молчат. Венцы ходят на веселые фестивальные концерты, выставки, на спортивные соревнования, ежечасно встречаются с молодежью всех цветов кожи - газеты молчат.

Я по этому поводу обратился на улице к пожилому венцу. Нарочно выбрал пожилого: не поможет ли он мне на основе своего большого жизненного опыта понять, что стряслось с венскими буржуазными газетами. Это оказался рабочий радиомастерской Карл Дитмайер. Я задал ему два вопроса: если он был на открытии, понравилось ли ему то, что он там увидел; и второй: почему все же молчат буржуазные газеты?

- Фестиваль может не понравиться только людям с холодным и злым сердцем, - ответил Дитмайер. - Ну, а газеты... - он сделал выразительный жест рукой, - если бы они писали о том, что думают простые люди, я бы их чаще покупал...

В чем же все-таки отличие Венского фестиваля от всех предыдущих? В том, что здесь Фестиваль столкнулся лицом к лицу с противниками мира и дружбы, здесь состоялась, так сказать, их личная встреча. Ну, и что же произошло? Одно могу сказать: Фестиваль этой встречи не испугался. Ничему не удивился. И был таким же веселым, как везде. Только, может быть, подсобрался немного...

Что же касается противников Фестиваля, то эти господа австрийского и главным образом всякого иностранного происхождения явно растерялись. Одно дело - брехать на Фестиваль издали, другое дело - столкнуться с ним на улице и вступить в открытую дискуссию. Но все же, поскольку деньги на борьбу с Фестивалем этим господам были щедро выданы, их надо было тратить. И вот какие-то типы без национальной принадлежности пытались всучивать делегатам антифестивальную газетенку «Венские новости», листовки о дьявольских кознях коммунистов и всякую иную подобную макулатуру. Надо сказать, навезли они в Вену этого печатного утильсырья целые тонны. Издалека везли: из Америки, Англии, Западной Германии. Даже из Сирии. Интересно, что они будут делать с этим грузом после Фестиваля? Предусмотрена ли у них сметой транспортировка груза обратно? Но это уж, как говорится, их забота.

Накануне открытия Фестиваля Вена стала свидетелем поистине символического происшествия. Над городом летали нанятые на те же заморские деньги самолеты, таскавшие за собой пропагандистские хвосты. Один из них полоскал в небе лозунг «Фестиваль без нас». И вот именно этот лозунг возьми да и оторвись. Скрутился в комок и под смех всей Вены упал. Вполне можно считать, что упал не просто лозунг: веселый, упругий ветер Фестиваля сорвал попытки врагов мира оболванить людей грязной ложью и помешать светлому празднику юности. .

Он состоялся. Он десять дней дружил с красавицей Веной и, право же, завоевал ее сердце!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены