Три великих права

И Трайнин| опубликовано в номере №299, ноябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Трудовой человек, - сказал товарищ Сталин, - чувствует себя у нас свободным гражданином своей страны, своего рода общественным деятелем. И если он работает хорошо и дает обществу то, что может дать, - он герой труда, он овеян славой» (Стенографический отчет I всесоюзного совещания рабочих и работниц - стахановцев, стр. 370).

Выражением трудового энтузиазма в СССР является стахановское движение. Стахановское движение укрепляет союз науки и труда, создает условия для дальнейшего победного развития по пути к коммунизму, увеличивает изобилие и вместе с тем благосостояние трудящихся.

Стахановское движение могло возникнуть и возникло только в такой стране, где трудящийся уверен в завтрашнем дне.

Эта уверенность закреплена в замечательных строках Сталинской Конституции: «Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы» (статья 118-я Конституции).

Капитализм обезличивает человека. Капиталисты интересуются рабочим постольку, поскольку он является основой благополучия эксплуататоров. Капиталист стремится выжать из рабочего как можно больше прибыли. Развитие техники используется для капиталистической рационализации труда, которая выбрасывает на улицу лишнюю рабочую силу. Техника позволяет капиталистам вести более утонченную, но вместе с тем и более зверскую эксплуатацию рабочих. Последние превращаются в автоматические придатки к машине.

В старой России известен единственный закон 1897 года, ограничивавший продолжительность рабочего дня до 11,5 часов в сутки, а под праздники - до 10 часов. Этот закон не был отменен вплоть до 1917 года. Пролетариат на своем тяжелом пути классовой борьбы требовал уменьшения рабочего дня, частично добиваясь этого путем тягчайших жертв. В результате этой борьбы в 1913 году средняя длительность рабочего дня промышленных рабочих в России составляла 9,9 часа в день.

Только Октябрьская социалистическая революция в одном из первых декретов (11 ноября 1917 года) законодательным путем закрепила 8-часовой рабочий день. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции и вызванного ею подъема революционного движения во всех капиталистических странах в 1919 году была созвана международная конференция в Вашингтоне, высказавшаяся за 8-часовой рабочий день. Реформисты всех стран выдавали Вашингтонскую конференцию за гигантскую «победу» рабочего класса. На деле в ряде стран 8-часовой рабочий день не утвержден в законодательном порядке и до сих пор.

В странах же фашизма, где ликвидированы предыдущие завоевания рабочего класса, идет неограниченная, разнузданная эксплуатация трудящихся.

Рабочий капиталистических стран знает «сокращенную неделю» в связи с тем, что кризис значительно снизил массовое производство. При этом сокращение рабочей недели производится за счет рабочего, т.е. за счет снижения реальной его заработной платы.

Социальное законодательство (пособие на случай болезни, пенсия старикам и т. п.), кое-где завоеванное пролетариатом в жесточайших классовых схватках, сейчас, в связи с кризисом, урезывается или уничтожается вовсе. Буржуазия проводит «экономию» в бюджете в первую очередь за счет так называемых социальных расходов.

И только в СССР, в стране победившего социализма, рабочему обеспечивается подлинное право на отдых. 15 октября 1927 года сессия Центрального исполнительного комитета СССР провозгласила переход от 8-часового рабочего дня к 7-часовому. Это мероприятие было проведено в борьбе против троцкистов, которые голосовали против 7-часового рабочего дня. В 1934 году длительность рабочего дня промышленных рабочих (без подростков) составляла 6,98 часа.

Сокращенный рабочий день предоставляет рабочему отдых, досуг, возможность учиться и получать знания. Это прочно закрепляет положение трудящейся молодежи, позволяет ей совершенствоваться и повышать свою квалификацию. Дни отдыха вместе с днями революционных праздников составляют 87 нерабочих дней в году вместо 66 нерабочих дней до революции.

Подростки, не достигшие 18-летнего возраста, работают 4 - 6 часов в день.

К тому же социалистическая рационализация облегчает труд рабочих и колхозников. Если рабочий день колхозника в летнюю, страдную пору и длиннее рабочего дня на фабрике, то средняя годовая продолжительность рабочего дня колхозника отнюдь не выше. Продолжительность рабочего времени в колхозах, на основании статьи 20-й Устава сельскохозяйственной артели, устанавливается самими колхозниками.

В СССР право на отдых обеспечено ежегодными отпусками рабочих и служащих с сохранением заработной платы. Социалистическое государство предоставляет для обслуживания трудящихся широкую сеть санаториев, домов отдыха, клубов. Культурный отдых обеспечен также широким развитием сети театров, парков культуры и отдыха и т. д. Кроме того, все трудящиеся СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Право на отдых стало реальностью только в нашей стране.

«Это право, - говорится в Сталинской Конституции, - обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов» (статья 120-я Конституции).

Многие буржуазные конституции декларируют право всех граждан на образование. Но это право невозможно осуществить в условиях капиталистического общества. Рабочий лишен этого права уже потому, что у него нет средств платить за образование своих детей. Начальная школа, элементарная грамотность, - вот максимум «роскоши», который доступен громадному большинству рабочих. Капиталисты не заинтересованы в том, чтобы поднимать их культурный уровень. Высшее образование, как правило, остается привилегией только господствующих классов. При этом вся система образования в капиталистических странах носит ярко выраженный классовый характер... Буржуазная наука стремится оправдать «разумность» капиталистического строя, оправдать порабощение пролетариата и угнетение народов колоний.

В связи с кризисом расходы на просвещение в капиталистических странах сокращаются.

В фашистской Германии особенно отчетливо виден омерзительный облик капиталистической «культуры». Фашисты отбрасывают науку назад, к средневековой схоластике, к мифам. Фашистская «наука» разжигает «расовое» человеконенавистничество и вражду между народами. С 1 января 1935 года в школах Германии официально введены телесные наказания учащихся как необходимейшая «воспитательная»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены