Три проекта

П Лопатин| опубликовано в номере №123, апрель 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

ТРИ грандиозных инженерных сооружения готовится в ближайшее время осуществить заграничная техника: подводный путь через Ламанш между Англией и Европой, туннель под Гибралтарским проливом, разъединяющим Европу от Африки, и новый еще более грандиозный, чем Панамский канал, морской путь из Атлантического океана в Великий, через Центральную Америку.

Подобных сооружений не знал еще мир - так грандиозны и бесконечно сложны задуманные проекты. Техника бросает ими вызов природе. Она берется за переделывание карты земли, соединяя разобщенные материки и создавая новые глубокие морские проливы.

Как ни дерзки эти проекты, трудно однако сомневаться, чтобы они были не под силу современной технике. Напротив, можно уверенно сказать, что технические трудности здесь - на втором плане. Инженеры ни на секунду не сомневаются в возможности технического решения этих задач. Здесь трудность другая, потому что в конце концов не только инженеры решают судьбу этих инженерных сооружений.

Она решается на секретных совещаниях дипломатов и биржевых дельцов.

ОТ НАПОЛЕОНА И ДО НАШИХ ДНЕЙ.

Первый проект, который сейчас вероятно уже десятый раз обсуждается в английском парламенте, - проект железнодорожного пути через морской пролив между Англией и Европой - имеет за собой более чем столетнюю историю.

Одиннадцать десятилетий тому назад французский инженер Матье представил Наполеону I проект под - водного пути для ее единения Франции с Англией через Ламанш.

Проект заключался в следующем. Приблизительно в середине пролива, между Калэ и Дувром, лежит Варнская отмель. Тут предполагалось построить международный городок, не принадлежащий ни Англии, ни Франции. В городке этом должны сходиться концы двух туннелей - французского и английского. Путь для обеих участков предполагался шоссейный о конной тягой. Для вентиляции думали устроить воздухопроводные шахты в виде огромных труб. Освещение - масляными фонарями.

Наполеон ухватился за этот проект, но ему удалось только помечтать о туннеле. Англия решительно отказалась дать разрешение на его постройку.

Идея француза Матье снова начала волновать умы в 1857 г. Другой французский инженер - Тома де - Гомон представил Наполеону III новый проект.

Гомон был фанатиком своей идеи: при разработке проекта он предпринял длинный ряд исследований прямо - таки геройского характера. Надо было изучить почву дна канала. Для этого он в сопровождении дочери и нескольких приятелей садился в маленький пароходик, отправлялся в море, надевал на себя мешок, наполненный камнями, спускался на дно канала без всякого водолазного прибора, собирал со дна пригоршни ила или глины, затем сбрасывал с себя мешок с балластом и поднимался по канату обратно на поверхность.

На основании собранных данных Гомон составил проект туннеля под Ламаншем. Длина его предполагалась 50 километров, из которых 32 км должно идти под водой. Ширина туннеля - 6 1/2 метров. Глубина моря в этом месте - свыше 50 метров; глубина же туннеля под уровнем моря - около 100 метров. Предполагалось построить два туннеля на расстоянии 15 метров друг от друга и соединить их поперечными соединениями. Стоимость сооружения определялась в 300 миллионов рублей и срок постройки - в 5 лет.

Выгоды от сооружения такого туннеля могли быть колоссальны. Он предоставлял возможность соединить Европу и Англию единой железнодорожной линией этим освободить всю массу текущих между ними грузов от двух неизбежных и сильно удорожающих товары перегрузок: с железной дороги на суда в Европе и с судов на железную дорогу в Англии. Короче говоря, туннель должен был бы давать свыше 20 млн. руб. прибыли каждый год.

Казалось бы - зачем раздумывать? Но понадобилось 20 лет, чтобы уговорить несговорчивую Англию, которая упорно не давала своего согласия на постройку туннеля, помня враждебные ей намерения Наполеона I. И только, наконец, в 1876 году великобританское и французское правительства подписали соглашение о постройке туннеля. Тотчас же были отпущены средства для этого и начались работы: с английской стороны у Шекспировской скалы близ Дувра, а с французской - у Саггара в 6 километрах на запад от Калэ.

Лишь только начались работы, как в Англии была поднята бешеная кампания против туннеля. Вдохновителями кампании были владельцы пароходных обществ, работавших между Европой и Англией и прекрасно понимавшие, что туннель - могила их барышей. Их довод был стар и прост:

<часть текста утрачена>

Автор проекта, испанский инженер Ибаньес - де - Иберс, предполагает в скалистом дне Гибралтарского пролива пробить туннель. Общая длина туннеля между заливом Вакарос (Испания) и Танжером (Африка) - 48 километров, из которых 32 км расположены под морским дном. Глубина его под дном - 600 метров. Срок постройки - 5 - 6 лет, а стоимость - около 250 млн. рублей. После своего сооружения туннель сможет пропускать по 120 поездов в сутки.

Конечно сплошной железнодорожный путь «Европа - Африка» сильно удешевит перевозку товаров между этими материками. Однако к экономической выгодности туннеля примешивается здесь кое - что другое, и это «кое - что» поважнее экономики. Недаром за Гибралтарский туннель горячо ратует испанское военное министерство. Не спроста сам маршал Фош и французский генеральный штаб - горячие сторонники туннеля. И не случайно Гибралтарский туннель упорно связывают с постройкой задуманной французами железной дороги через Сахару. Все это говорит о главной причине, которая руководит защитниками этого туннеля.

Испанскому капиталу тесно в Испании. Ему нужны новые рынки, новые земли, новые колонии. Все это он нашел в соседней Африке. Но, чтобы окончательно укрепиться там, чтобы в любой момент иметь возможность перебросить туда войска для подавления неизбежных восстаний, Испании нужна прочная связь с ее колониями.

Но этого мало. Испания, а с нею вместе и Франция, протягивают щупальца к порабощенным ими землям Африки, чтобы оттуда черпать чернее пушечное мясо для грядущих войн. Такова истинная подоплека этого гигантского проекта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Голосуем Адеевщину

Читатели об «Истории одного обвинения», напечатанной в №№ 2 и 3 «Смены» за 1929 г.