Три маленьких легенды

Валентина Каравасова| опубликовано в номере №857, февраль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Самый высокий вулкан Сахалинской области Алаид (2 334 м) стоит в одиночестве на острове Атласова. У камчадалов бытует о вулкане такая легенда.

Есть на Камчатке большое озеро, в давние времена залившее кратер вулкана. На этом месте когда-то стоял великан Алаид. Своей громадой он закрывал всем другим горам свет. И те непрестанно гневались. Не стерпев вечных ссор, Алаид удалился и стал в уединении, среди моря. Но в память о своем пребывании он оставил на камчатском озере свое сердце, которое по-курильски называется Учичи, а по-русски — Сердце-камень.

Живет на Сахалине драгоценный зверек калан. Еще во времена первой мировой войны шкурка калана ценилась в две тысячи золотых рублей. К началу нашего века каланов почти истребили. Советские звероводы вступились за чудесного зверька.

У калана смешные «манеры». Он любит отдыхать на воде, опрокинувшись на спину и вытянув задние конечности. Самки плавают, держа детенышей на груди, и время от времени, играя, подбрасывают их и ловят передними лапами. Ест калан рачков, держа их лапами у рта. Зверьки очень любят музыку — сразу плывут на ее звуки. «Смышленость» калана послужила поводом к созданию легенды. Жили когда-то на острове юноша и девушка, прекрасная, как утреннее солнце. Они любили друг друга. Но однажды на остров ворвался хитрый, жестокий чужеземец. Алчный огонь вспыхнул в его глазах, когда он увидел прекрасную островитянку. Влюбленным некуда было бежать, и родное племя не смогло их защитить. Тогда юноша с девушкой поднялись на высокую скалу, обнялись и кинулись в море. В воде они превратились в каланов. Вот почему, завидев человека, калан всегда уходит в воду.

Давным-давно один человек, бродя по берегу моря, набрал себе водорослей и решил сварить из них суп. Но по какой-то причине он не стал сразу есть этот суп. А заглянув в горшок через некоторое время, обнаружил, что вместо супа там студень. Вынес человек горшок со студнем на улицу и забыл про него. Пришла зима, ударили морозы. «Надо бы убрать горшок!»— спохватился человек. Глядь — а там вместо студня белый порошок. «Что за чудеса такие?»— удивился человек и оставил горшок на прежнем месте. Наступила весна, полили дожди. И в горшке снова появился студень.

Так, говорят, люди научились получать из анфельции — морской водоросли знаменитый агар-агар — растительный студень, без которого не может обойтись сейчас кондитерская промышленность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В пути

Рассказ