Трамвай

Ольга Степанянц| опубликовано в номере №1739, Сентябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выживет ли этот транспорт после 110 лет путешествия по рельсам

Трамваи разных эпох, от конки XIX века, запряженной четверкой белых лошадей, до современного трехсекционного вагона, выстроились в ряд и… двинулись в путь. Такую странную картину наблюдали этим летом на Чистых прудах прохожие – в Москве отмечали 110-летие трамвая.

Парад был больше похож на похороны – количество трамвайных линий сокращается, у чиновников огромное желание покончить с этим видом транспорта – мол, неудобен и неэффективен. У защитников трамвая желания противоположные, подкрепленные аргументами – он экологичен и мог бы решить проблему пробок.

Самая первая пассажирская линия конного трамвая была предназначена для обслуживания посетителей Политехнической выставки, открывшейся в Москве еще в 1872 году. Тогда мало кто верил, что конно-железная дорога может стать чем-то большим, нежели увеселением для праздной публики. Постепенно конка влилась в жизнь города. Но для обслуживания одного вагона надо было держать не менее десяти лошадей. Позже, благодаря русскому изобретателю Федору Пироцкому и немцу Карлу фон Сименсу, появился трамвай, на электрической тяге.

В отличие от конки, он был дешевле и легче в эксплуатации, и мог развивать более высокую скорость. Первый такой трамвай был пущен в Москве весной 1899 года и вплоть до тридцатых годов прошлого века был главным транспортом столицы.

Со временем автобусы и троллейбусы стали вытеснять трамваи. В годы Великой Отечественной трамвай перешел на военный режим работы. Он перевозил раненых и грузы, использовался для эвакуации москвичей на вокзалы. После войны сокращение трамвайных линии продолжилось. Впрочем, иногда рельсы просто перекладывали с широких проспектов на узкие улицы. Так, например, с Большой Серпуховской линия переместилась на Дубининскую улицу.

О пользе и вреде трамвая в Москве рассуждают давно и горячо. Есть даже целое движение «Москвичи за трамвай», которое борется за сохранение этого вида транспорта, упрекая чиновников-воителей в недалекости. С их аргументами нельзя не согласиться: от современных трамваев шума гораздо ниже, чем от автотранспорта, по трамвайной линии можно перевезти 15 тысяч пассажиров в час. Между тем, за это же время Третье транспортное кольцо пропускает лишь 8 тысяч автомобилей. При средней загруженности 1,3 человека на автомобиль – это на треть меньше, чем трамвай, всего 10,4 тысяч человек в час.

Комитет «Москвичи за трамвай» разработал целую программу вывода транспортного комплекса Москвы из кризиса. Возобновились и разговоры о строительстве линий скоростного трамвая. Понятное дело, что убедить москвичей пересесть из личного авто в трамвай – непросто. В отличие от Европы, где уровень общественного сознания иной: на Западе вовсю восстанавливают линии, снятые в 30-70-е гг., и строят новые – в том числе и в тех городах, где прежде трамвая не было. Европейские специалисты считают, что из всех видов наземного городского транспорта именно трамвай наиболее эффективен при соответствующих ему пассажиропотоках. На долю автомобилей приходится 96% выбросов вредных веществ в атмосферу, а трамвай – один из самых экологически чистых видов транспорта.

И, безусловно, один из самых романтических – иначе как объяснить изобилие песен о трамвае; литературных произведений, в которых описывается этот вид транспорта и фильмов, в которых он участвует в качестве одного из главных героев? Замятин и Булгаков, Зощенко и Паустовский, Ильф и Петров, особенно – Теннеси Уильямс; Гумилев и Мандельштам, Визбор и Окуджава; «Пилот» и «Ночные снайперы», «Агата Кристи» и Гребенщиков, «Любэ» и «Звери», Леонтьев и Корнелюк, «Чайф» и «Синяя птица»… Все они воспевали трамвай, который – как не крути – стал частью городского ландшафта и повседневного образа жизни.

Даже если пользоваться только личным авто.

А на самом деле

Самое большое количество маршрутов действовало в 1948 году: тогда в Москве работал 61 трамвайный маршрут.

Краевед Ю.К. Ефремов в книге «Московских улиц имена» утверждает: что на Патриарших прудах трамвая никогда не было – Булгаков его выдумал.

В Москве «на бумаге» существует музей городского транспорта. Однако собственной площадки он не имеет с тех пор, как часть депо имени Баумана была отдана для строительства монорельсовой дороги. В музее есть восстановленные вагоны разных лет, включая дореволюционный Ф (фонарный) и КМ (коломенский моторный), в котором Глеб Жеглов поймал карманника, но посмотреть на них можно лишь тогда, когда они участвуют в праздничных мероприятиях, таких как День города.

Ссылки

«Московский трамвай»

Путеводитель по трамвайной Москве

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте о знаменитом Владимире Гиляровском, о «соловецком эпизоде» в ходе Крымской войны,  об истории создания серии картин Уильяма Хогарта «Выборы в парламент», о судьбе  французского короля королю Людовика XI, нареченного Святым, о малоизвестных фактах из  биографии композитора Алябьева, о жизни и творчестве актера Олега Борисова, новый детектив Андрея Быстрова «Легкокрылый ангел»  и многое  другое...



Виджет Архива Смены

в этой теме

Спорткар — в каждый дом!

Как можно купить Ferrari, не тратя сотни тысяч долларов

Велосипедный дьявол

По Европе покатится велосипед памяти Майкла Джексона

960 – счастливое число

Или что бывает, когда права не продаются

в этой рубрике

Доброчисты

Волонтеры очистили Битцевский парк от мусора

Елин и птицы

Антон Елин, погрузившись в историческую орнитологию, всерьез задумался о том, не стать ли ему птицей

Экотуризм

Карта «зеленого» отдыха в России

в этом номере

Экотуризм

Карта «зеленого» отдыха в России

Синтез с природой

В кризис экодома – на пике моды

Эсперанто

Международный язык, по заверениям его приверженцев, «живее всех живых»