ТРАМ в Москве

Бор Лунин| опубликовано в номере №106, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

В дни гастролей Ленинградского театра рабочей молодежи в Москве совершенно особенный был зритель в помещении студии Станиславского, предоставленной гастролерам. Молодежь фабричных районов Москвы ежедневно собиралась сюда большими и дружными коллективами. На спектакли ТРАМ'а шли ячейками и даже целыми предприятиями. И это неудивительно - московская молодежь, идя на спектакли ТРАМ'а, шла смотреть и приветствовать «питерских» застрельщиков в деле молодежного театрального искусства.

Труппа ТРАМ'а далеко не обычна. Актеры этого «юнгштурм - театра» навербованы из металлистов, текстильщиков, резинщиц, колбасников, мыловаров, наборщиков, чернорабочих ленинградских фабрик, заводов и предприятий. Только «вчера» они снялись с производства, а многие из них и до сих пор стоят у станков, отдавая свой отдых привлекшему их искусству, проходя трудную школу переподготовки, попадая из рук заводских мастеров в руки режиссера. В общем ТРАМ, приехавший в Москву на несколько дней, выбрался из нее только через месяц.

При самом даже беглом сравнении молодежных по теме постановок профессиональных театров (а они за последний сезон стали модны) со спектаклями ТРАМ'а легко установить важное различие, характеризующее ТРАМ, как особенный театральный коллектив.

В профессиональных театрах, когда они «играют» быт молодежи, особенно дают себя чувствовать следующие два важных дефекта:

Во - первых актерский ансамбль подражает и старательно копирует какую - то заданную ему действительность, осторожно выбирая из усвоенных им театральных приемов только те, которые дают возможность мало - мальски правдоподобно слепить характеры.

Поскольку это так - неизбежно достигаются только общие черты, только контуры, актеры оказываются бессильными заинтересовать конкретными подробностями создаваемых ими образов.

Во - вторых, безличное однообразие так называемых массовых сцен, где обычно действует комсомольская группа, служащая фоном для центральных героев пьесы. Вечно хохочущие, поющие и отплясывающие студенты в таких случаях бывают, похожи на какие - то мифические козлоногие существа.

На этих больных моментах в молодежных постановках профессиональных театров и сводящихся к внешней в штампованной трактовке темы, ярче сказываются выгодные стороны ТРАМ'а.

Актеры ТРАМ'а, играя молодежь, не столько подражают кому - то, сколько выражают себя, в свои роли они вкладывают то конкретное знание черточек и повадок молодых персонажей, которое делает создаваемые ими образы жизненными и правдивыми. Свои же коллективные сцены трамовцы насыщают особым ритмом, пользуя массовые композиции не только как усилители центрального действия, но и как демонстрирование театральными приемами эмоции молодости вообще. Поэтому в спектаклях ТРАМ'а много захватывающей зрителя искренности и здоровой подвижности.

«Плавятся дни» - последняя по времени постановка ТРАМ'а - характеризует не только тот уровень, которого ТРАМ к настоящему времени достиг, но и общее направление его работ. Тема этого спектакля: борьба старой семьи и ее уклада с коллективистическими тенденциями комсомольской молодежи. Семья хочет оторвать женившегося парня от его коллектива и посадить в «золотую клетку» «домашнего благополучия», соблазнить его уютом. Семья крестит ребенка. Семья сеет в сознании комсомолки - жены сомнение в искренности ее мужа - комсомольца. Нарастает конфликт.

Где выход.? как быть? Отрыв от коллектива? Развод? Самоубийство?..

И вот, опираясь на этот сюжетный узел и текст пьесы, ТРАМ начинает строить спектакль. Перед зрителем сплошным потоком проходят быстро сменяющиеся сцены. Приведем примеры того, как ТРАМ подает их.

Вот сцена радости молодых супругов о родившемся у них сыне - сценически она получает музыкально - ритмическое выражение. Перед зрителем почти балетный номер.

Спокойный, бытовой показ семьи - по мере нарастания конфликта - приобретает условное толкование. Это - гротеск, в котором раскрывается дикий внутренний мир этой жизни под внешним ее благообразием.

Молодежный коллектив, в котором тщательно продумано каждое действующее лицо и его назначение на сцене - находит свое театральное выражение через физкультурные номера, с допущением даже цирковых трюков.

Действие переключается из настоящего в прошлое и будущее. Эти сцены - проекции приближают спектакль ТРАМ'а к кино. Вообще трамовцы избегают однообразия, их действие от реального, драматизма перескакивает в фантастике, а от фантастики переходит к комическим сценам - аттракционам. Непрерывно нарастающая напряженность действия, неясность предстоящей развязки делают острый бытовой материал пьесы захватывающим, как кино - приключение. В «Плавятся дни» много музыки, много световых эффектов, биомеханики и тренировки в актерской игре.

О Ленинградском ТРАМ'е, необходимо сказать, что он не только вырос, но он - только что вырос. Сделанное вчера сами трамовцы уже сегодня считают ученическим, слабым, каким - то первым опытом. Это хороший признак быстро растущего и крепнущего организма. Но у Ленинградского ТРАМ'а есть и свои недостатки, одолеть которые ему предстоит.

1) Хорошо справляясь с молодыми ролями, трамовцы беспомощны в исполнении взрослых ролей. Нам кажется, что здесь трудность заключается не столько в усвоении техники (нужно и это), сколько в нащупываний точки зрения на «взрослые» персонажи.

2) Даже лучшая постановка ТРАМ'а «Плавятся дни» - разыгрывается очень неровно. От слаженной подвижности и ритмически они временами срываются на мучащую зрителя любительщину.

3) Разнообразие приемов, которые применяет в своей работе Ленинградский ТРАМ, не всегда бывает стилистически оправдано. Совершенно правильно прибегая для молодежного зрелища к музыке, биомеханике, кино - наплывам и пр., режиссеры ТРАМ'а иногда сбиваются на безвкусные и дешевые феерии и пантомимы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Игра в любовь

Продолжение