Тотьма

Алина Чадаева| опубликовано в номере №1495, август 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Напрасно авторы боевых статей в районной газете уповают на обещанный грядущий комфорт в обетованных «муравейниках». Модель реальной несовместимости интересов людей, находящихся на разных уровнях социальной лестницы, отражена в истории Л. В. Меньшиковой, дому которой угораздило соседствовать с химлесхозовской «крепостью». Именитые новоселы, чей особняк без всяких проблем был тепло- и газифицирован, «забыли» протянуть к соседке обещанные трубы теплоцентрали (за ее счет). Непомерно поднятый фундамент нарушил дренажные системы — домишко женщины-инвалида и живущей с ней матери — вдовы репрессированного оказался подтопленным. На слезы, просьбы, заявления, мольбы ответили равнодушием. пренебрежением, барскими окриками.

Что касается областной производственной группы по охране памятников, то далеко не во всех городах России ее деятельность не фиктивна, а столь эффективна, как в Вологде. Вооруженная принятым в 1978 году законом, а еще более болью и любовью к «родному пепелищу», группа бьется за сохранение славянского мировоззрения, запечатленного в архитектуре — учебнике российской истории и нравственности, представлений о прекрасном. Древние города, а в последнее время и деревни Вологодчины получают, наконец, сыновний заслон. Да, позиция группы категорична, и «ни один волос истории» не упадет теперь без ее ведома с изрядно полысевшей вологодской земли. Но это вовсе не значит, что группа категорически против любого строительства на охранных территориях. Стройте, но так, чтобы лицо города не превратилось в «свиное рыло», вломившееся некогда у провидца Гоголя в доверчиво распахнутое окно истории. Группа за деревянные дома по индивидуальным проектам и против казарм по типовым. Развивайте новый город, но за чертой старого, где не так уж сложно решить вопрос: быть или не быть резервному аэродрому, на месте которого предполагается расти Тотьме?

Вологодскому поэту Михаилу Карачеву, чей стих впитал и живую воду деревенского колодца, и светоносные грозы Апокалипсиса, видится «белый всадник на белом коне». Снежной метелью мчится он по родной разоренной земле.

«Кто он — этот таинственный всадник?
Двух времен, охраняющий Русь...»

Дух времен не бесплотная метафора. Реальность. Не он ли воплотился в трагический «лес крестов в окрестностях России», увиденный стоящим на холме собственной могилы Николаем Рубцовым? Не он ли увлекает сегодня за собою приверженцев возрождения Русской земли?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены