Точный диагноз

  • В закладки
  • Вставить в блог

Откуда же берутся люди, обладающие всеми качествами врача? Едва ли можно отыскать таких среди выпускников десятых классов. Потому что качества эти воспитываются в институте и после – на работе. А врачебное призвание, которое проявляется уже на школьной скамье, – скорее исключение, чем правило. Хорошие врачи Получаются из людей, которые иной раз и случайно попали в медицинский институт.

Вера Горяева в школе увлекалась математикой, но по настоянию родителей поступила в медицинский институт и благополучно окончила его. Стремления заниматься врачеванием у нее так и не возникло. Захотела стать биохимиком, однако судьба в облике комиссии по распределению забросила ее в хирургическое отделение нашей больницы.

В первый же день Вера объявила, что больных боится и врачом не будет, тем более хирургом.

– Чушь! – возмутился заведующий отделением. – Через год будешь самостоятельно оперировать.

– Не буду!

– Заставлю. А сейчас кончай болтовню и ступай в операционную. Будешь мне ассистировать!

И что же? Через год Вера действительно начала оперировать, а лет через 7 – 8 стала отличным хирургом. В городской газете появился о ней очерк «Призвание». Заведующий принес газету в отделение и с веселым смехом спросил:

– Оказывается, ты еще в детском саду играла в хирурга и мечтала делать больным харакири!

В связи с этим интересно понять, что же такое призвание. Почему одного человека тянет стать астрономом, а другого филологом?

Нынче десятки тысяч молодых людей чувствуют, что их призвание – физика или электроника. А сто лет тому назад процент людей со средним образованием, которые считали, что физика – дело их жизни, был гораздо меньшим. Между тем генетическая устойчивость человеческого рода – залог того, что задатки одаренности людей из поколения в поколение не меняются. Не вдаваясь в тонкости, скажем, что это утверждение – следствие генетического закона Харди – Вейнберга.

Откуда же берется уверенность в призвании? Есть, конечно, небольшое число людей с выраженной склонностью к музыке или математике. Гораздо больше других, просто способных юношей, которые с равным успехом занимались бы и биологией, и медициной, и физикой. Но здесь вступает в силу социальный престиж профессии, то уважение, которое оказывается ей общественным мнением, печатью. Сюда же относится материальное обеспечение, перспектива научного роста. Все это юноша учитывает сознательно и подсознательно. И ему начинает казаться, что полупроводники, лазеры или космические ракеты – это то, для чего он рожден.

Если бы общество оценивало другую профессию столь же высоко, как профессию физика, то значительная часть тех, кто сегодня еще рвется на физические факультеты, устремилась бы в другие учебные заведения. И были бы уверены, что именно там их призвание.

В прошлом веке, когда Луи Пастер и Роберт Кох делали свои знаменитые открытия, престиж биологических наук был очень высок, и они привлекали к себе наиболее одаренных молодых людей. Не исключено, что дальнейшее развитие генетики и биохимии вновь привлечет множество способных людей на биологические факультеты, и они будут искренне считать, что рождены для занятий биологией.

Когда человек выбрал физику, зная, что поступи он на юридический, то и заработок. был бы выше и карьера блистательнее, – тогда можно было с большим основанием говорить о «чистом» призвании.

Теперь пора вернуться к врачебному призванию. Это вещь трудноуловимая. Приемные комиссии медицинских институтов не та инстанция, которая могла бы его определить. Видимо, ориентироваться нужно на другое: способности и подготовку. Опыт подсказывает, что в большинстве случаев в призвании нет нужды. Не всякий человек может стать скульптором или, скажем, оперным певцом. Но всякий человек с нормальными способностями при определенных условиях может стать врачом. Для этого нужны заинтересованность и желание. Впрочем, вначале их может и не быть. Пока человек еще не стал врачом, откуда возьмется любовь к своему делу? Любовь и настоящий интерес приходят вместе с профессиональным мастерством. Быть может, это и есть призвание?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены