«Тихие затоны»

Евг Леваковская| опубликовано в номере №662, декабрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Петр Николаевич Рябинин приехал в Тихие Затоны. Поезд, не задерживаясь на маленькой станции, ушел, а Рябинин все еще стоял на платформе, думая о предстоящей встрече с первым секретарем райкома Сухматьевым.

Всего месяц назад Рябинин приезжал сюда с заданием областной газеты написать статью о Тихозатонском районе. По сводкам и документам район считался передовым, но Рябинин провел две недели в Тихих Затонах, и голова у него пошла кругом. Не в пример для подражания надо было ставить район, а начистоту рассказать о бедственном положении тихозатонских колхозов.

Рябинин написал статью. Ее посчитали сначала неверной. Лишь после вмешательства первого секретаря обкома Хруничева статья была напечатана. И вот теперь по предложению того же Хруничева Рябинин будет работать вторым секретарем райкома вместе с Сухматьевым.

Так начинается роман Ф. Шахмагонова «Тихие Затоны», выпущенный недавно издательством «Молодая гвардия».

Действие романа развертывается в одном из районов средней полосы в дни, предшествующие решениям сентябрьского Пленума ЦК КПСС. По сводкам - район передовой. Есть в нем и колхоз - миллионер «Живой родник», умело руководимый Героем Социалистического Труда Ворошиным. Но в других колхозах положение дел неважное, колхозники мало получают на трудодень.

« - В чем же дело? - с горечью спрашивает Ворошин. - Не на острове же наш «Живой родник» стоит, и земли в других колхозах не хуже, и люди те же...»

« - А в том дело, - сам же он и отвечает, - что районное руководство больше борется за темпы, чем за хлеб, к героическим усилиям призывать любит, а о том, чем сыт человек, не подумает. В том беда, что велик разрыв между урожаем, подсчитанным на корню, и тем, что доходит до амбара. Увлеклось начальство процентами отчетов, диаграммами роста».

« - Соберут на бумажку эти цифры и, как стеной глухой, отгораживаются этими цифрами от жизни». - говорит на бюро райкома Рябинин.

Жизнь рвет бумажные расчеты. Нарушилась в Тихих Затонах обманчивая тишина.

Секретарь райкома Сухматьев, волевой, неглупый человек, в свое время был выдвинут на партийную работу. В работе у Сухматьева и раньше были ошибки, да кто - то услужливо помог замолчать их, а потом и ему самому они уже перестали казаться ошибками. В погоне за славой руководителя передового района он пренебрег истиной раз, другой и привык к разрыву между бумагой и жизнью. А тут еще растущее чувство собственной непогрешимости - и приблизился человек к падению. Встал вопрос об исключении Сухматьева из партии, хотя и не пьет он, не скандалит и денег государственных в карман не кладет.

Ярко прочерчен в романе жизненный путь Сухматьева. Оставив ему партийный билет, обком направляет его не в другой район «заглаживать грехи», а в один из тех колхозов, которыми он недавно руководил. И там, на трудном и ответственном посту председателя колхоза, Сухматьев начинает понимать, «почем фунт колхозного хлеба».

Образ Сухматьева написан сильно, зримо. Это удача автора.

В книге ценно и то, что автору удалось показать не только борьбу Рябинина с Сухматьевым, а борьбу всего передового, честного, смелого в районе с сухматьевщиной. Ни в жизни, ни в романе одному Рябинину, конечно, было бы не под силу развеять вороха бумажных «достижений». В борьбу включаются Дмитрий Савельевич Ворошин, парторг Николай Турпанов и другие.

С теплом вспомнит читатель Дмитрия Савельевича, человека большой душевной силы. «Ты не гляди, что я маленький да сутулый, - говорит он, предлагая свою помощь Рябинину, - я к земле прислонюсь».

Ворошин не отрывается от земли, от народа; он любит свой труд, любит людей. Любовь эта дает ему силы жить, трудиться, ощущать радость бытия даже тогда, когда мучают боли, когда известен приговор врачей: не более двух лет жизни осталось.

В романе хорошо показана природа, хотя автор не часто обращается к пейзажу, лишь изредка используя его, чтобы подчеркнуть настроение героя.

Первой книгой молодой автор заявил о своем умении подмечать в жизни важное, о решимости не уклоняться от распутывания сложных узлов, о стремлении писать человеческие характеры во всей глубине, противоречивости, сложности.

Но, к сожалению, Ф. Шахмагонов, работая над многими образами, не использовал до конца эти свои качества. Нередко на полотне романа рядом с сочными, выписанными маслом образами остались карандашные эскизы, приблизительно намеченные контуры. Только назван парторг «Живого родника» Горшечников. Бледны образы Голубева, Костюхина, Белокрутова.

Подчас характеры не полностью разработаны. Так, Рябинина мы видим в деле, и только в деле. Рвется слабенькая нить любви Турпанова и Насти. Явно не хватает в романе полнокровных образов тех самых колхозников, о которых много и хорошо говорят его герои.

Досадны языковые огрехи романа. Они свидетельствуют о том, что автор не научился еще взыскательно относиться к каждой своей фразе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены