Тепло твоей души

Борис Кеворков| опубликовано в номере №826, октябрь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заметки секретаря райкома комсомола

«Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей». (Из проекта новой Программы Коммунистической партии Советского Союза)

Началось это не так давно, но уже захватило мысли, взволновало сердца, прочно вошло в жизнь комсомольцев Наримановского района. Жизнь... Она полна противоречий, борьбы нового со старым, сомнений. Как часто, начиная какое-нибудь дело, увлеченные им, мы вдруг останавливаемся и спрашиваем себя: а правильно ли мы поступаем? Для нас таким делом явилось новое начинание бригад коммунистического труда, новая заповедь разведчиков будущего: «Ты в ответе за своего младшего товарища - школьника». Вначале многое было неясно. И, как всегда, убедиться в том, что мы идем по верному пути, помог нам самый надежный советчик, самый мудрый учитель - партия. Как радостно было нам в те дни, когда в печати был опубликован проект новой Программы Коммунистической партии Советского Союза, убедиться, что мы идем по правильному пути! Ведь в том месте проекта Программы, где говорится о воспитании детей и народном образовании, будто угадываются наши сомнения и дается на них ответ: «Переход к коммунизму предполагает воспитание и подготовку коммунистически сознательных, высокообразованных людей... Система народного образования строится таким образом, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения было тесно связано с жизнью, с производительным трудом». Еще раз подтверждалось, что тесная связь школы с производством определяет на многие годы развитие народного образования в нашей стране. Связь школы и производства, шефская помощь предприятий школе... Сказать по правде, это. уже не новинка. Шефство над школами давно вошло в жизнь, стало привычным. Была такая помощь, такая связь и у нас. Однако ребятам нашего района, молодым рабочим, захотелось, чтоб она стала шире, больше. Что обычно подразумевалось под шефской помощью? Завод-шеф выделял для школьников станки, инструменты и оборудование. Специалисты завода руководили производственным обучением ребят, прививали им первые трудовые навыки. И, наконец, шефы ремонтировали школьные помещения, вели строительство для школы. Все это, конечно, было делом хорошим и нужным. Но только ли это может дать завод школе? В самом деле, подумайте только: что такое для нас школа и школьники? Кем станут эти нынешние мальчуганы через несколько лет? Видите весело перекликающихся парней у проходной завода? Это они. Видите загорелых, обветренных нефтяников у бакинских вышек? Это они. А задорные лица, выглядывающие из мчащихся на целину теплушек? Это они. А измазанные цементом упорные строители? Это тоже они. Люди, которым жить в коммунизме, - это они. И ребята из бригады коммунистического труда Эрнеста Алиева и из других бригад и коллективов коммунистического труда нашего района все чаще стали говорить: мы в ответе за них, за этих ребят, за наших младших товарищей, за их воспитание. Думать только о производственном обучении, как это было раньше, мало. Надо думать и о воспитании школьников в процессе производства, о том, чтобы, работая у станка, они становились не только специалистами - токарями и слесарями, но и хорошими людьми, людьми нашей, коммунистической закалки. Так рождалось в бригадах коммунистического труда решение найти качественно новые отношения завода и школы. Началось это с того, что комсомольцы нашего района - крупного промышленного района республики - решили ближе познакомиться с жизнью школьников. Первым шагом были со-совместные комсомольские собрания школ и заводов. Комсомольцы машиностроительного завода имени Шмидта провели собрание вместе со 193-й школой, ребята с Кишливского завода - со 142-й, молодые рабочие реммехзавода № 2 - со школой № 147. Эти собрания прошли очень интересно. Потом заводские комсомольцы и учащиеся стали проводить совместные вечера отдыха, экскурсии. А вскоре состоялись первые субботники по уборке заводских и школьных помещений. И все-таки сомнения у нас были: верно ли мы подходим к такому слиянию, не торопимся ли? Как раз накануне прочли мы в газетах обращение москвичей - готовить личные подарки съезду. И вот на вагоноремонтном заводе, на том самом заводе, где работает бригада Эрнеста Алиева, состоялось партийно-комсомольское собрание. Там и решили: у бригад коммунистического труда должно стать новой непременной заповедью отдавать тепло своей души подрастающему поколению, детям, и, главное, передавать им опыт, учить по-настоящему, по-коммунистически жить и работать. На другой день весь наш район уже знал о собрании на ВРЗ. Инициатива коммунистов и комсомольцев нашла горячий отклик у рабочих заводов имени Шмидта, имени Калинина, Кишлинского, реммехзавода № 2, железнодорожных мастерских, у строителей. Честно говоря, не все поначалу шло гладко. Легко сказать: воспитание в процессе производства! На первых порах не очень-то рвались школьники на это самое производство. Вот как встретили ребята из 157-й школы секретаря комитета комсомола стройуправления № 24 Алика Азмамедова. Вынул Алик блокнот, спросил:

- А ну, ребята, кто хочет на объекте поработать, записывайся! Но желающих не оказалось. А ведь дружит эта школа со строителями давно, устраивались уже совместные вечера отдыха, спортивные встречи. И вдруг - никто не хочет идти на стройку. Наконец кто-то из школьников спросил:

- А что делать на объекте? Алик подсел к ребятам.

<часть текста утрачена>

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

 

В 5-м номере читайте о «первом американце в Красной армии»  Никласе Григорьевиче Бурлаке, о загадочной четвертой дочери Ярослава Мудрого, о буйном  поэте-футуристе и таком же художнике, одном из первых русских авиаторов Василии Каменском,  о тайнах средневековой крепости Копорье, окончание детектива Елены Колчак «Не будите спящую собаку» и многое другое

 

Виджет Архива Смены

самое обсуждаемое

в этом номере

Набирая высоту

О творчестве Роберта Рождественского