Телевидение

М Папава| опубликовано в номере №279, март 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждая вспышка этой лампочки будет в точности повторять яркость света передаваемого участка изображения.

Между глазом нашего любителя и неоновой лампой его приемника помещен такой же диск Нипкова, какой мы видели в телепередатчике. Но в Москве он разлагал изображение на отдельные точки, а здесь, наоборот, он как бы собирает вновь это изображение из отдельных вспышек лампы.

Диск приемника должен вращаться совершенно синхронно с диском Москвы, т.е. каждый раз между глазом зрителя и неоновой лампой должно быть именно то отверстие, сквозь которое в этот момент в Москве упал луч света на фотоэлемент, и в том же самом месте.

Те наши читателя, которые имеют радио, наверное, не раз слышали после полуночи, как диктор объявляет:

«Ноль часов пять минут. Начинаем телепередачу. Настраивайтесь! Настраивайтесь!»

В этот момент по специальным сигналам Москвы телелюбители настраивают моторчики своих приемников так, чтобы они вращали диск с той же скоростью, как и мотор передатчика в Москве. И тогда, глядя в небольшое окошко телевизора, глаз зрителя как бы сливает в одно целое отдельные вспышки лампы и видит «мельника» и «Наташу», стоящих у объектива телепередатчика в Москве.

Неоновая лампа приемника дает красноватый свет, какой вы не раз видели на световых рекламах магазинов, и потому телелюбитель видит черно - серое изображение на оранжевом фоне экрана.

Но ведь «мельник» и «Наташа» не неподвижны: они открывают рот, жестикулируют, двигаются, и, чтобы зритель воспринял эти движения, их изображение должно быть передано 12,5 раза в секунду. Здесь остается в силе тот же оптический обман, что и в кино. Ведь на экране кино нет, по существу, движения. Здесь очень быстро сменяется ряд совершенно неподвижных кадров. Скажем, герой поднял руку. При съемке киноаппарат зафиксировал в течение одной секунды 16 различных положений руки, поднимающейся снизу вверх. Затем, когда вы приходите в кино и смотрите на экран, эти 16 различных положений руки, показанные на экране, сменяются так быстро, что ваш глаз не успевает их расчленить, они сливаются в вашем восприятии, и вы видите плавное движение руки. То же происходит и при телепередаче.

Диск Нипкова при передаче разбивает изображение на 1200 элементов (сигналов). Изображение же нужно передать в секунду 12,5 раза. Таким образом, в секунду телепередатчик посылает в эфир 15 тысяч сигналов!

Четкость изображения зависит от количества элементов (светосигналов), на которые оно разложено.

При передаче на 1200 элементов, которую осуществляют покамест у нас, достаточно четко видно лицо человека. Если давать всю фигуру, то видны ее контуры и движения, но отдельные детали уже не улавливаются, в частности смазывается лицо.

Отчего же это происходит? Представьте себе, что из отдельных кусочков дерева или камня вам нужно сложить мозаичное изображение. Очевидно, - чем мельче будут эти отдельные кусочки дерева или камня, тем тоньше по рисунку будет ваша мозаика, тем больше деталей и теней вам удастся передать. И наоборот: чем крупнее будут эти кусочки мозаики, тем грубее и приблизительное будет ваш мозаичный рисунок. Теперь, представьте, вместо этих кусочков мозаики светосигналы телепередачи и вам станет ясно, почему от количества элементов, на которые разложено изображение, зависит его четкость при передаче на экран телевизора.

В ближайшее время у нас будет установлена иная аппаратура, уже на 70 тысяч элементов. Но у таких передач есть свой минус: выигрывая в четкости и возможности передавать самые различные объекты, они проигрывают в дальности, на которую можно будет передать изображение. Такую передачу можно будет проводить покамест только на ультракоротких волнах, у которых радиус распространения ограничен десятками километров. Кроме того, передача на 1200 элементов, практикуемая сейчас, использует волну обычных радиовещательных станций, а при повышении количества элементов необходимы уже специальные станции для телепередач.

И все же, несмотря на ряд технических трудностей, стоящих перед телевидением, эта новая область техники открывает перед нами колоссальные возможности, и здесь уже сейчас допустимы самые фантастические мечты.

Где - нибудь в степях Кубани, собравшись на полевом стане после жаркого дня уборки, колхозники будут видеть, как на Балтийском море эпроновцы поднимают затонувший корабль. И в это же время ученый рыбовод, сидя в Москве, будет наблюдать движение рыбных косяков в Каспийском море, а оленеводы севера будут заочно путешествовать по диковинным странам юга, где никогда не бывает снега.

И, может быть, именно эти самые мечты заставляют теперь сотни энтузиастов - телелюбителей: инженеров и рабочих, вузовцев и служащих - просиживать долгие часы за конструированием самодельных телевизоров и ловить ночью позывные сигналы далекой Москвы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены