Технику массам

В Рубинчик| опубликовано в номере №118, январь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Станки и люди

ПО ВСЕМУ Советскому союзу развернулась грандиозная социалистическая стройка. Усиленным темпом мы приступили к рационализации оставленной в наследство от царского режима отсталой и изношенной промышленности.

Один за другим воздвигаются новые фабрики и крупные заводы - гиганты. Мы закладываем фундамент грандиозных сооружений - электростанций, нефтепроводов, нефтяных вышек и железнодорожных магистралей.

Мощной лавиной должна устремиться техника и в сельское хозяйство. Недалеко то время, когда плуги, тракторы, триеры и сложные сельскохозяйственные машины вытеснят соху и др. допотопные формы землепользования.

Мы еще далеко позади заграничной техники, но твердо и уверенно осуществляем поставленную нашей партией перед страной задачу - «не только догнать, но в короткий срок и перегнать капиталистические страны Европы и Америки».

Однако по мере того, как наше хозяйство перестраивается на базе новой техники, для широких масс трудящихся, в том числе рабочей молодежи, затрудняется участие в социалистическом строительстве из - за унаследованной от прошлого технической отсталости и безграмотности.

Каждый открываемый завод я переоборудованный цех настойчиво требуют от участников производственного процесса гораздо более повышенной технической подготовки и технических знаний, чем это было нужно до сих пор.

Рабочая молодежь Советского союза остро чувствует все последствия своей технической и культурной отсталости, зачастую она вынуждена молчать на производственных совещаниях, когда обсуждаются вопросы, требующие специальных знаний; нередки случаи, когда без дела стоят десятки и сотни заграничных станков потому лишь, что на фабриках и заводах отсутствуют кадры рабочих соответствующей квалификации.

Перед лицом таких фактов значительные группы молодежи жадно потянулись к поднятию своего общетехнического образования.

Прошили изобретателей

Кроме того, среди рабочей молодежи выкристаллизовался и с каждым годом увеличивается ценнейший отряд производственных смекальщиков, юных техников и молодых изобретателей, думающих об улучшении своего станка, о механизации отдельных отраслей производства, о поднятии путем технических усовершенствований производительности или же качества продукции. На одном из совещаний т. Розанов рассказывал: «Я могу указать, что у нас есть ценное гнездо молодежи. Десятки ребят, а может быть и сотни сейчас настолько интересуются техникой, что отдают ей все свое свободное время. Когда я находился в Сибири, в городе Новосибирске, на фабзавуче одного завода я познакомился с кружком таких ребят из 25 человек, именующих себя конструкторами. Мне рассказывали о них - над чем они работают. Например, двое фабзайчат работают над тем, чтобы устроить зеркало для машиниста на паровозе. Технически эта идея имеет большое значение, так как машинисту все время приходится выглядывать направо и налево, что представляет большое неудобство, в то время как при помощи зеркала он мог бы отлично видеть перед собой весь путь, что увеличит безопасность движения на железных дорогах. Далее, один из парней задумал устроить такие лапти, в которых можно было бы хо - лить в любую распутицу, чтобы они не вязли в грязи и не черпали воду. Некоторые ребята поставили себе задачей устроить прибор для плавания - нечто подобное перепонкам на лапах у водяной птицы, чтобы вода не проскальзывала между пальцев плавающего человека. Может быть в Америке такие перепонки уже изобретены, но в данном случае характерно само направление молодежского изобретательства.

В письмах, получаемых не только от молодых рабочих, но также и крестьян, чувствуется не только эта тяга к техническим знаниям, но частенько сказывается и бессилие что - либо сделать в силу все той же технической безграмотности.

Очень характерным является письмо т. Широбокова из хутора Спорный, Армавирского округа: «Я сын хлебороба - середняка, совершенно малограмотный, между тем я очень стремлюсь к какой бы то ни было науке. Самоучкой я научился производить починку швейных машин, часов, граммофонов и т. п., а в некоторых случаях даже могу сам изготовить какую - нибудь часть для них. Все мое стремление - это наука, но беда в том, что у меня нет никакого настоящего инструмента, и я пользуюсь самодельщиной. Отец меня ругает, что я плохой хлебороб, а я все свое - беру старую косу, делаю из нее какую - то пилку, после чего с само - изготовленной пилой что - либо мастерю. Уж больно я заинтересован всякого рода машинами, как - то: трактором, автомобилем, велосипедом, автобусом, короче говоря, всеми сложными машинами, развивающимися у нас в Советском союзе. Со своей стороны я надеюсь на свою сильную память. Тем более, при всем моем желании и стремлении, если бы у меня был инструмент, я мог бы что называется все сделать. Мне нужна наука, а к ней путь и верная дорога, я не знаю ее. Обращаясь к вам с просьбой об указании мне научной дороги и верного пути, чтобы не загубить свои молодые силы, чтобы я мог овладеть своими стремлениями и стать полезным человеком для нашего пролетарского государства».

Сколько мытарств приходится претерпевать нашим рабочим и юным изобретателям благодаря тому лишь, что они не умеют рассчитать, оформить и начертить задуманное ими, что они, приходя в наши бюро по содействию изобретателям, встречают там пренебрежительное, казенное отношение к своим затеям только потому, что не все вы - чернено. В таких случаях незначительная помощь в вычислениях и чертежах может иметь колоссальное значение для изобретателя в смысле ускорения процесса его признания.

А часто бывает, что рабочий самостоятельно или при чужой помощи все вычертил, все вычислил, но для пущей убедительности, как для себя, так и для других, ему требуется конструировать и испытать предлагаемое усовершенствование. Для этого нужен инструмент, горн, материалы, инструктор или сведущее в этом деле лицо. И далеко не всегда всего этого можно добиться.

Вот почему громадный интерес и значение приобретают организованная недавно в Москве, а по ее примеру и в других городах технические станции, ставящие своей задачей удовлетворение запросов рабочей молодежи в ее стремлении к техническим знаниям.

Московский почин

Первая техническая станция была организована при школе ФЗУ Московско - Белорусско-Балтийской железной дороги и Центральном доме Красно - пресненского района ВЛКСМ города Москвы. При этой станции созданы техническая консультация, бюро помощи изобретателям и кружки по бытовой технике. Кроме этого она организует лекции на технические темы, экскурсии и т. д.

Техническая консультация является центром всей станции. В ней каждый приходящий рабочий получает ответ на любой интересующий его вопрос по различным отраслям техники и производственной жизни. Будь то отдельные вопросы физики, химии, электротехники или какой - либо отрасли производства, техническая консультация обязана дать исчерпывающие ответы с указанием соответствующей литературы, отдельных глав, страниц.

Если тот или иной товарищ интересуется отдельным вопросом, усвоение которого требует систематической и углубленной работы в течение известного периода времени, то для этого существует при консультации специальная комната, рассчитанная на 20 - 30 человек, где можно в спокойной обстановке заниматься и в любой момент обратиться к дежурному по консультации за разъяснениями. К работе технической консультации привлечены педагоги ФЗУ и значительное количество инженеров и техников, работающих в порядке общественной нагрузки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены