Танцы пенджабских крестьян

Балвант Гарги| опубликовано в номере №697, июнь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нашим читателям мало знакомы особенности жизни и быта населения одной из крупных провинций Индии - Пенджаба. По просьбе редакции известный индийский писатель Балвант Гарги запечатлел на фотопленке один из массовых танцев, характерный для этой провинции. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, который состоится в будущем году в Москве, примут участие также юноши и девушки Пенджаба. Наряду с другими видами искусства они продемонстрируют и традиционные танцы своего трудолюбивого народа.

Публикуемый фотоочерк был передан автором в «Смену» после возвращения писателя из Варшавы, где на V Всемирном фестивале молодежи и студентов его удостоили серебряной медали за рассказ «Рукопожатие», напечатанный в свое время в нашем журнале.

В танцах народов различных стран есть много общего: яркие костюмы, стремительный ритм, необычайная простота. Не только достижения науки дают возможность народам ближе узнать друг друга – этому способствуют и народные танцы: ведь выразительный язык жестов и музыкального ритма понятен каждому.

В Советском Союзе мне довелось присутствовать на концертах русских, армянских, азербайджанских, узбекских и цыганских ансамблей, всякий раз я испытывал такое же удовольствие и волнение, как у себя на родине, когда любовался красочным зрелищем массовых пенджабских танцев. Мне было очень приятно видеть, что в Советском Союзе сохраняются национальные традиции во всей своей красоте.

На севере Индии, в провинции Пенджаб, где я родился, население занимается преимущественно сельским хозяйством. После сбора урожая крестьяне отмечают это событие песнями и танцами. Представьте себе юношей и пожилых людей в туго накрахмаленных тюрбанах и с повязанными вокруг талии клетчатыми шалями, свисающими наподобие юбки. На шее у каждого висит амулет, в руке - бамбуковая палка с тяжелым медным наконечником. Танцующие образуют круг, в то время как музыкант ритмично бьет в барабан. Иногда танцуют парами, ударяя в ладоши, быстро двигая плечами. Глаза танцующих смеются, руки, словно крылья, то поднимаются, то опускаются вниз в вихре пляски. Юноши высоко подпрыгивают, издавая радостные возгласы, а бубенчики на их ножных браслетах мелодично звенят.

Танец всегда сопровождается песней. Запевает ее один из танцоров, поднимая вверх одну руку, а другой закрывая ухо, когда приходится брать высокую ноту. После каждого куплета следует припев, подхватываемый всеми танцующими, и пляска становится еще более бурной, а звуки барабана еще громче.

В одной песне говорится о любви крестьянина к свободе, в другой - о борьбе бедного люда с лавочниками - богачами, которые в годы господства колонизаторов обирали крестьян, в третьей - народ сетует на несправедливость и враждебные козни, чинимые помещиками.

Во многих песнях, сопровождающих танцы, с большой силой звучат и антивоенные мотивы. Крестьяне Пенджаба, которых колонизаторы вербовали и отправляли на войну, не знали, за что они должны воевать; империалисты использовали их как дешевое пушечное мясо.

Я страдаю всю свою жизнь

Одна, как пленница., в неволе,

Потому что мой муж ушел на войну...

Танец, во время которого поют эту песню, по своему ритму и темпераментности напоминает искры, падающие с наковальни под ударами тяжелого молота. Искрометной силой жизни полны и другие танцы, которые после дневных трудов исполняют пенджабские крестьяне.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены