Талнах начинается

Владимир Бут, | опубликовано в номере №865, июнь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Талнахский сфинкс

Есть такое слово — Талнах. Недоброе слово. Много лет кочевники, никогда не нарушавшие законов тундры, стороной обходили дурное место, что лежит в трех дневках на север от Норильска. Старейший среди нганасан— «касигэ омта» (мозговой человек)— говорил молодым: «Пойдешь по ягелю за лебедем — топь оленей поглотит, гнус тебя заест; по насту пойдешь — нарты не прикроют, сакуй не спасет—-замерзнешь».

Запрет — вот что значит Талнах по-нганасански.

Бежит время, идет жизнь. И слова меняют свой смысл. Самое страшное слово стало самым популярным на Таймыре.

Теперь Талнах означает—«будущее».

И зазвучал он, Талнах, вечно отпугивавший людей, засветился по-новому совсем недавно, с июля I960 года.

...Первобытная тишина оковала отроги Караелахского плато. Белесые космы тумана стлались по болотам, черные тучи мошки висели перед глазами, словно паранджа. Не видно было «и гор, ни неба.

По тундре брели трое. Брели тяжело. Еще прошлой ночью куда-то бесследно исчезла лошадь. И теперь набитые образцами рюкзаки сковывали движения, тянули к земле.

Трое брели, с трудом вытаскивая увязавшие в грязи сапоги: болото цеплялось за них, стараясь. содрать с ног.

Но шли. Надо было смотреть и смотреть. И стучать молотками по валунам. И отмечать на карте поисковый маршрут. Останавливаться, до ломо-

ты в костях бить шурфы и все довешивать ношу. И опять идти.

Как с неба, на четвертый день свалилось на них счастье. Там, в глубине болота, простиралось рудное тело. Они нашли выход коренных пород.

— Не может быть! Ошибка! — носилось по домику Норильской комплексной геологоразведочной экспедиции.

— Ведь сколько лет ищем!

— Чудо, что ли? Или счастливчики они, эти Кравцов, Кузнецов, Несте-ровский?

Чудо? Нет, чудес не бывает. И вовсе не с неба свалилось счастье на трех молодых геологов, разгадавших загадку талнахскога сфинкса. К его тайне они пришли по следам старших.

В 1919 году, вдохновленный на геологический поиск специальным ленинским декретом, ходил по Таймыру профессор Николай Николаевич Урванцев. Он первым сказал: «Это кладовая кладов». Потом пошли другие. В счастье, свалившемся на удачливых, есть труд, мужество, подвиг многих, кто мерил шагами тундру. Высокой оценкой нелегкого их труда было награждение большой группы геологов с Таймыра орденами и медалями. А буровой мастер Николай Петрович Бурнашев и начальник геологической партии Георгий Дмитриевич Маслов удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Вслед за геологами пришли на Талнах буровики, строители. Пройдет немного времени — и норильские металлурги получат первые тонны новой ценной руды. Поток ее будет нарастать день ото дня, умножая силы самого северного металлургического комбината.

Потому слово Талнах и понимаем мы как «будущее».

Переправа, переправа...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гианэя

Научно-фантастический роман

Молодой олень

Рассказ