Такое обыкновенное чудо

Заира Ефимова| опубликовано в номере №1242, февраль 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

1975 году в Копенгагене открывалась Неделя советских фильмов. В огромном здании столичного кинотеатра к актрисе Евгении Симоновой подбежал распорядитель: – Госпожа Симонова, переводчик вас ждет. – Пожалуй, он не потребуется.

Женя, скрывая волнение, вышла на сцену и достаточно хорошо по-английски рассказала о себе, о первых шагах своих в кино, которому она робко «представилась» на первом курсе театрального училища имени Щукина. Знакомство состоялось. И шаг за шагом – уже небольшой путь...

– Мне было тогда всего семнадцать лет. Полная неумеха... А предложили мне роль девушки-летчицы в фильме «В бой идут одни старики». Маша,так ее звали, погибла в воздушном бою с фашистами. Она любила и была любима. Юношу звали редким именем – Ромео. Он тоже был летчиком, служил в соседнем полку. О них можно сказать: они жили счастливо и умерли в один день – Ромео погиб одновременно с Машей. Жили? Разве успели они пожить? Нет, о них лучше сказать: они любили друг друга и геройски погибли. Ромео и Джульетта – так звали их однополчане... Только народившись, погибло светлое чувство. Грустно...

Любовью освещены все мои, пока немногие роли. По-разному выказывали свое отношение к ней мои героини, по-разному переживали ее. Но именно в этом и проявлялись их характеры, раскрывался их внутренний мир. Вот Алена из телефильма «Вылет задерживается» – она молода, кокетлива, склонна к фантазерству, но ей достает душевного здоровья, чтобы отличить очередную свою фантазию от любви. А в фильме «Пропавшая экспедиция» чувство это оказалось.не только среди «исходных данных» очередной роли, но пришло в мою жизнь: партнер по съемкам стал моим мужем. Действительно, роли мои осветила любовь...

Английский язык и непосредственность актрисы были награждены дружными аплодисментами. Зарубежному зрителю импонировала милая, веселая двадцатилетняя девушка, которая, по их мнению, совершила в кино взлет как по мановению волшебной палочки.

Что же за «волшебство», с помощью которого Евгения Симонова, столь молодая, стала заметной – не сказать еще очень известной – актрисой, снялась в десяти фильмах, нескольких телефильмах, а за последний год к этому прибавилась первая роль в театре имени Маяковского?

В семье Симоновых считают, что детство и юность – именно та пора, когда человек должен приобретать максимум знаний. Женя училась в английской и музыкальной школах, занималась балетом в Доме пионеров. Это не было данью моде, просто с детства она проявила незаурядную музыкальную одаренность и способность к языкам. Когда уставала, мама говорила ей: «Переключись с одного дела на другое». Так Женя привыкла к максимальной нагрузке. В школьные годы участвовала в самодеятельности – пела на английском языке, танцевала. В девять лет вместе с тремя девочками из музыкальной школы выступала в телевизионной программе «Музыкальный киоск». На первую кинопробу Женя Симонова попала из музыкальной школы. Льву Кулиджанову в фильм «Преступление и наказание» нужна была девочка-шарманщица. Но Женя была в те годы толстушкой и до кинопробы так и не добралась: не смогла натянуть на себя костюм, предназначенный для этой роли. Единственную свою «детскую» роль разыграла дома со старшим братом – последняя сцена из «Ромео и Джульетты», которую они решили исполнить под впечатлением гастролей английского Королевского шекспировского театра.

Поступать на актерский факультет Женя не собиралась, да и надежды какой-либо не было, особенно после того, как однажды она «пробовалась» в школе-студии МХАТ. Ректор школы-студии прослушал ее и сказал: «Если и есть способности, то только для дома, для семьи...» Друзья и близкие полагали, что после такого провала Женя будет поступать в институт иностранных языков. Но она неожиданно для всех, очевидно, по какому-то наитию, движению души, идущей навстречу судьбе, за два месяца до конкурса решила подать документы все-таки в театральное училище – на этот раз имени Щукина. На экзамене по мастерству читала хорошо, но слишком смущалась: ведь практически раньше не произнесла со сцены ни слова. И когда Женя почувствовала, что педагоги сомневаются в ее одаренности, попросила разрешения показать отрывок из английского фильма-мюзикла «Моя прекрасная леди». Когда пела на английском языке и лихо отплясывала, застенчивая девочка преображалась на глазах, становилась актрисой. «Необыкновенно музыкальна», – сказал председатель приемной комиссии Ю. Катин-Ярцев, будущий руководитель курса.

Хотя в училище не поощрялось участие студентов .в съемках, из киностудий часто приходили режиссеры и помрежи в поисках будущих героев. Для Жени несколько кинопроб окончились неудачей. И когда уже перестала надеяться, ей предложил сниматься Леонид Быков.

– Один добрый человек нашелся, – шутит Женя.

Главное – педагоги не запретили сниматься: так сумела организовать свое время, что учеба не страдала.

Роль в фильме «В бой идут одни старики» состояла из шестнадцати слов. Но здесь-то и заключалась основная трудность. В нескольких крохотных эпизодах ей предстояло раскрыть героический и в то же время глубоко лиричный, нежный характер Маши. В таких случаях актеру необходимо умение и способность додумать: зрительно, образно увидеть то, чего нет в сценарии. Начинающая актриса сумела в коротком экранном времени прожить недолгую, но яркую жизнь своей ровесницы, погибшей за Родину. Первая роль Симоновой запомнилась советским зрителям, фильм тепло был принят в Дании, Колумбии, Перу, Мексике. Дебют первокурсницы подтвердил: Женя не ошиблась в выборе профессии.

На втором курсе Симонова получила приглашение сниматься в телевизионном фильме «Вылет задерживается», о котором ее однокурсники вспоминают как о «трудовом подвиге». Съемки начались в самый разгар учебного года. К двенадцати ночи она спешила в Домодедово или на аэровокзал, а к девяти утра, без опоздания, на занятия в училище. Особенно трудными были десять дней; когда на сон оставалось по два часа в сутки, да и то спала в машине – по дороге на съемки и обратно. Спасала молодость, собранность, дисциплина, привычное умение переносить предельные нагрузки. Режиссер Л. Марягин приводил Женю в пример: всегда готова много работать, никогда не жалуется на усталость.

Но, пожалуй, самым трудным стало для нее лето 1973 года. Тогда ее утвердили одновременно на роли в двух фильмах: «Афоня» и «Пропавшая экспедиция». В то лето студенты театрального училища выезжали с концертами на Камчатку, в Анадырь, а после поездки у Жени тотчас начинались съемки, причем съемочные периоды накладывались один на другой. Из Анадыря она поехала в Белорецк, где уже шла работа над «Пропавшей экспедицией» режиссёра Дормана. Кроме съемок, постоянные встречи с кинозрителями на предприятиях, в колхозах. Порой приходилось добираться к пастухам верхом на лошади. А потом – поездки из Белорецка в Ярославль, где снимали «Афоню», и обратно в Башкирию. Нередко режиссер Г. Данелия на несколько дней задерживал съемки, чтобы дождаться Симонову. Многих удивляло: почему Данелия идет на это, не лучше ли пригласить на роль другую актрису, которая сейчас нигде не занята? «Можно, конечно, – отвечал Георгий Николаевич, – можно и другую, но тогда не будет праздника». А Жене говорил во время съемок: «Собери все, что в тебе есть хорошего, и увеличь в сто раз».

Женя вспоминает, как первый раз читала роль Кати в фильме:.

– Я просто читала, текст казался естественным, так его и произносила. Не было каких-то особыхинтонаций, какой-то игры. Катя – совсем не мой характер, но для того, чтобы «вжиться» в него, понять, не надо напряжения, насилия над собой. С самого начала работы над ролью внутренне пережила все, что происходит с Катей: первую безоглядную любовь, стремление помочь любимому стать хорошим человеком.

Чем же поразила нас Катя, скромная медсестра «Скорой помощи», не блещущая красотой, не совершающая героических поступков? Думаю, ответ будет одинаков: прежде всего складом души, ее богатством и щедростью, необыкновенной, где-то отчаянной, а где-то и наивной верой в любимого человека.

У актера много путей постижения образа, всех не назовешь, не перечислишь, даже не угадаешь. Ведь не всегда достаточно личного опыта, особенно если он не так уж и велик. Но одно из свойств таланта – использовать с помощью художественного мышления все запасы своих знаний, жизненных наблюдений, культуры. Суметь понять, что происходит с людьми в той или иной ситуации, предугадать, как поведет себя в ней человек, обладающий определенным складом ума, тем или иным характером. Здесь непременно участвует ассоциативное мышление, умение наблюдать, сопоставлять, отбирать. Актеру необходимо «чувствовать», ощущать каждым нервом внутренний мир создаваемого образа. Именно это и удалось сделать Евгении Симоновой в роли Кати.

Да, у актрисы и Кати в фильме действительно разные характеры. Но есть в человеческой личности Евгении Симоновой черты, которые заставили режиссера, мечтавшего сделать картину «о теневых сторонах жизни светлой и поэтической за счет образа Кати», увидеть в роли именно ее.

На просмотре фильма Женя искренне и.горько плакала. Ее хвалили; никто не мог понять причины слез. А Женя вспоминает:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены